Найти тему
Клуб «Валдай»

Транзитный проект порта Чахбехар: восточное крыло международного транспортного коридора «Север – Юг»

Транзитный проект порта Чахбехар имеет большое значение в Международном транспортном коридоре «Север – Юг» (INSTC), поскольку это единственный иранский порт с прямым выходом в Индийский океан, Вали Каледжи, эксперт по Центральной Азии и Кавказу в Тегеране, Иран.

Существует три основных маршрута Международного транспортного коридора «Север – Юг»(INSTC): западный маршрут (Россия –Азербайджан – Иран – Индия), средний, или транскаспийский, маршрут (Россия – Иран – Индия) и восточный маршрут (Россия – Средняя Азия – Иран – Индия). В восточном маршруте INSTC большое значение имеет порт Чахбехар на крайнем юго-востоке Ирана в провинции Систан и Белуджистан. Это единственный иранский порт с прямым выходом в Индийский океан, он снижает стоимость перевозки грузов из Индии в Россию на одну пятую и является самым коротким и наименее дорогим транзитным маршрутом в восточном крыле INSTC. Кроме того, в рамках трёхстороннего транзитного соглашения между Ираном, Индией и Афганистаном, которое было подписано 24 мая 2016 года, успешные усилия индийского лобби освободили транзитный проект Чахбехар от односторонних санкций США, что является важным для Ирана и России, на которых наложено западное эмбарго на экономику и торговлю. При этом Иран недоволен выполнением Индией своих обязательств по развитию порта Чахбехар, а также железнодорожного маршрута Чахбехар – Захедан. Иран заинтересован в инвестициях российских и китайских компаний в развитие портов Шахид-Бехешти и Шахид-Калантари в Зоне свободной торговли и промышленности «Чахбехар».

Россия, Иран и Индия подписали соглашение о проекте Международного транспортного коридора «Север – Юг» (INSTC) 16 мая 2002 года. Этот транзитный проект представляет собой мультимодальную сеть морских, железнодорожных и автомобильных маршрутов для перемещения грузов между тремя странами. Он развивается по трём основным маршрутам: среднему, или транскаспийскому, (через порты Астрахань, Оля и Махачкала), восточному (прямое железнодорожное сообщение через Казахстан, Узбекистан и Туркмению с иранской железнодорожной сетью) и западному (Астрахань – Махачкала – Самур, далее через территорию Азербайджана до планируемой пограничной станции Астара).

© РИА Новости / Сергей Субботин
© РИА Новости / Сергей Субботин

Восточный маршрут в рамках INSTC очень важен, поскольку он соединяет восточную часть и центральные районы России через Казахстан и Туркмению с южными портами Ирана, а также Индии и арабских стран на южной окраине Персидского залива. Восточная ветка INSTC официально была запущена в июле 2022 года, тогда же отправился в путь первый поезд. После пересечения в Серахсе иранско-туркменской границы путешествие продолжается через Иран в южный порт Бендер-Аббас, откуда суда везут груз в Индию. В настоящее время по суше между Россией и Индией через Туркмению и Иран курсируют шесть поездов, что свидетельствует о повышенном интересе к железнодорожным перевозкам на этом направлении.

Но если обратить внимание на карту Ирана, можно увидеть, что порт Чахбехар, расположенный на крайнем юго-востоке Ирана в провинции Систан и Белуджистан, по сравнению с Бендер-Аббасом, расположенным в провинции Хормозган, имеет более близкий доступ к восточному крылу INSTC. В вопросе об этом транзитном проекте и российских инвестициях в него заслуживают внимания следующие моменты и соображения:

1. Порт Чахбехар – единственный иранский порт с прямым выходом в Индийский океан, его называют «золотыми воротами» в Афганистан и Среднюю Азию. Он является первым глубоководным портом Ирана. В последнее десятилетие Иран добивался развития порта Чахбехар в рамках Специального плана развития региона Мекран , который был утверждён 26 декабря 2016 года. План, представляющий собой сочетание экономических программ, социальных программ и программ в области безопасности, имеет три долгосрочных горизонта: 2020, 2030 и 2040 годы. В его рамках Иран вложил значительные средства в развитие пляжей Мекрана и порта Чахбехар. Усилия Ирана по реализации транзитного проекта порта Чахбехар являются частью долгосрочной цели страны по превращению её в региональный транзитный узел.

2. Роль и значение порта Чахбехар возросли, когда Индия, Иран и Афганистан 24 мая 2016 года подписали в Тегеране историческое трёхстороннее соглашение о развитии порта Чахбехар в качестве ключевого узла транзитно-транспортного коридора через Афганистан, к которому недавно присоединился Узбекистан. «После трёхстороннего транзитного соглашения Иран – Индия – Афганистан пропускная способность порта Чахбехар увеличилась с 2,5 миллиона тонн до 8 миллионов тонн в год. На втором этапе развития пропускная способность порта увеличится до 33 миллионов тонн. Порт Чахбехар обработал 1,55 миллиона тонн товаров за первые четыре месяца 2022–2023 иранского финансового года, с 21 марта по 22 июля, на 33,8 процента больше, чем за аналогичный период предыдущего года. За тот же период порт импортировал более 580 000 тонн сахара, риса, пшеницы и кормов для животных, что на 7,7 процента больше, чем в предыдущем году», – сообщает Financial Tribune, иранская экономическая газета, выходящая на английском языке. Хотя в соглашении был небольшой перерыв после прихода к власти в Афганистане талибов в августе 2021 года, но постепенно эта проблема была решена. Сейчас Исламский Эмират Афганистан пытается повысить свою внутреннюю и международную политическую легитимность и улучшить экономическое положение посредством экономических и транзитных проектов, включая Чахбехар.

Маршруты транзитного проекта Чахбехар
Маршруты транзитного проекта Чахбехар

3. Хотя администрация Дональда Трампа в одностороннем порядке вывела Соединённые Штаты из ядерной сделки с Ираном (СВПД) 18 мая 2018 года, вскоре после реализации индийско-ирано-афганского соглашения, успешные усилия индийского лобби увенчались исключением транзитного проекта Чахбехар из односторонних санкций США и «политики максимального давления» администрации Трампа на Тегеран. Фактически Индия рассматривает транзитный проект Чахбехар как часть «Стратегии бриллиантового ожерелья» в ответ на китайскую «Стратегию жемчужной нити», а также как способ обойти Пакистан, своего традиционного соперника, и создать противовес огромным инвестициям Китая в развитие пакистанского порта Гвадар и Китайско-пакистанского экономического коридора (КПЭК). Освобождение транзитного проекта Чахбехар от односторонних санкций США продолжалось и при администрации Джо Байдена, что важно для Ирана, а также для России как для стран, на которые распространяется эмбарго в сфере экономики и торговли.

4. Незавершённое строительство восточной железной дороги в Иране является важным препятствием быстрой и лёгкой перевозке больших объёмов товаров и контейнеров. Именно поэтому железнодорожный транзит по восточному маршруту INSTC из России и Средней Азии осуществляется через Бендер-Аббас в Ормузском проливе, который связан с национальной железной дорогой Ирана. Однако Бендер-Аббас находится в 680 километрах от порта Чахбехар. Если будет обеспечен железнодорожный доступ к порту Чахбехар, транзит из Индии в Афганистан, Среднюю Азию и восточные регионы России будет осуществляться с меньшими затратами и с более быстрой скоростью. Чтобы преодолеть эту проблему, Иран строит 628-километровую железную дорогу между Чахбехаром и Захеданом, столицей юго-восточной провинции Систан и Белуджистан. Строительство он надеется завершить к концу 1402 календарного года (20 марта 2024 года).

628-километровый железнодорожный проект между портом Чахбехар и Захеданом (столица юго-восточной провинции Систан и Белуджистан).
628-километровый железнодорожный проект между портом Чахбехар и Захеданом (столица юго-восточной провинции Систан и Белуджистан).

Фактически этот железнодорожный проект является частью большого проекта Ирана по строительству и развитию железных дорог на востоке страны. Железнодорожная ось Чахбехар – Захедан – Мешхед – Серахс протяжённостью 1350 километров соединит юго-восток с северо-востоком и границей с Туркменистаном. Этот маршрут имеет пропускную способность 8,5 миллиона тонн грузов в год, причём только 10 процентов её предназначено для пассажирских перевозок.

Карта 1350-километрового участка Чахбехар –Захедан – Мешхед – Серахс. Источник: Tehran Times.
Карта 1350-километрового участка Чахбехар –Захедан – Мешхед – Серахс. Источник: Tehran Times.

Главной проблемой проекта остаются финансовые вопросы. Невыполнение Индией своих обязательств усугубило затруднения. В отсутствие иностранных инвесторов и подрядчиков за реализацию проекта отвечает «Штаб строительства Хатам аль-Анбиа» Корпуса стражей исламской революции (КСИР). 10 ноября 2022 года Иран запустил 154-километровую железную дорогу Захедан – Хаш, первый участок железной дороги Чахбехар – Захедан. Планируется завершить проект к сентябрю 2024 года, хотя горная часть маршрута и финансовые ограничения создают серьёзные трудности.

5. Иран недоволен выполнением Индией своих обязательств по развитию порта Чахбехар, а также железнодорожного маршрута Чахбехар – Захедан. В связи с этим Мохаммад Монсан, член группы по региональному развитию и морской деятельности иранского Совета целесообразности, сделал довольно критическое заявление: «Посол Индии в Тегеране недавно заявил, что они намерены потратить на Чахбехар 85 миллионов долларов, из которых 20 миллионов уже потратили. При этом китайцы сначала обещали вложить в пакистанский Гвадар 46 миллиардов долларов, а потом увеличили сумму до 54 миллиардов. Речь идёт о самых крупных иностранных инвестициях в Пакистан с момента обретения страной независимости, которые, по некоторым оценкам, создадут мест в период с 2015 года по 2030 год 2 миллиона рабочих и увеличат экономический рост Пакистана на два с половиной процента в год». Чтобы преодолеть проблему, Иран пытается привлечь новых инвесторов, особенно Китай. Похоже, Тегеран надеется, что с участием и инвестициями Китая он сможет реализовать транзитный проект порта Чахбехар как часть проекта «Пояс и путь», а также что приход традиционного конкурента Индии придаст проекту динамизм.

6. Конфликт на Украине, обширные западные санкции против России, транзитные ограничения в Европе и рост торговли и транзита между Россией и Индией усилили внимание Москвы к INSTC. Параллельно со значительным увеличением объёмов торговли и транзита по западному и среднему (транскаспийскому) маршрутам INSTC была официально запущена восточная ветка INSTC с первым поездом, отправившимся в путь в июле 2022 года. В декабре 2022 года ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) совместно с железными дорогами Казахстана, Туркмении и Ирана приняло решение о предоставлении в 2023 году льготных контейнеро-километровых ставок за пользование инфраструктурой восточного направления Международного транспортного коридора Север – Юг. Сообщалось, что РЖД с 2023 года введёт 20-процентную скидку на экспортно-импортные контейнерные перевозки через погранпереходы между Россией и Казахстаном. Скидка будет действовать весь следующий год при условии, что груз будет следовать также через переход Болашак – Серхетяка между Казахстаном и Туркменией. Если иранский восточный железнодорожный маршрут от Серахса до Захедана и Чахбехара будет завершён быстрее, новые транзитные скидки на контейнеро-километровые ставки на восточнокаспийском железнодорожном маршруте могут значительно увеличить объёмы транзита на восточном крыле коридора через порт Чахбехар.

7. 19 июня 2019 года было подписано трёхстороннее соглашение между ОЭЗ «Лотос», Организацией свободной экономической зоны «Анзали» в Каспийском море и Свободной торгово-промышленной зоной «Чахбехар» в Оманском заливе, играющее очень важную роль в «мультимодальном маршруте» в рамках INSTC. На фоне украинского конфликта и экономических и транзитных ограничений России Москва уделяет больше внимания порту Чахбехар, потому что его использование снижает стоимость перевозки товаров из Индии в Россию на одну пятую и является самым коротким и дешёвым транзитным маршрутом. Руководитель астраханской особой экономической зоны «Лотос» Сергей Милушкин и депутат Государственной Думы Олег Савченко посетили порт Чахбехар 13 ноября 2022 года. Вероятно, из-за недовольства Ирана слабой заинтересованностью Индии открываются возможности и для российских инвестиций наряду с китайскими. «Стремясь открыть для Чахбехара больше новых рынков, Иран предложил несколько коммерческих стимулов с целью привлечения иностранных инвестиций; в этой связи была создана свободная торгово-промышленная зона (СЭЗ). СЭЗ “Чахбехар” разделена на девять функциональных зон, в которых 26 процентов территории отведено под торговлю и сферу услуг, 49 процентов – под промышленность, 25 процентов – под туризм и жильё», – сообщает иранский Институт политических и международных исследований. Для российских компаний открывается немало направлений для инвестиций в обоих портах СЭЗ «Чахбехар» – Шахид-Бехешти и Шахид-Калантари. Кроме того, Россия также может участвовать в строительстве и достройке железнодорожной линии Чахбехар – Захедан – Серахс, как она участвовала в строительстве 164-километровой железной дороги Решт – Астара. Нет сомнений, что развитие железных дорог на востоке Ирана может значительно увеличить объём торговли и транзита между Россией, Ираном и Индией в восточном крыле INSTC.

#Дипломатия_после_институтов #Иран