Найти тему
Катехизис и Катарсис

Не в бровь, а в глаз

Отдельным пунктом можно рассмотреть затопление кораблей Черноморского флота, и это явный прокол как российского руководства, так и российских адмиралов. Исследователь Крымской войны С.В. Ченнык пишет, что союзные адмиралы «с трудом пытались заставить себя поверить в то, что русский флот не тешит себя надеждой на морское сражение. Удивляло, что русские делали с собой то, что с ними планировали сделать враги – блокировали себя в бухте».

Только начальник штаба Черноморского флота Корнилов последовательно отстаивал активные действия. Он раз за разом предлагал атаку союзного флота в Проливах, в Варне, наконец – на переходе из Варны к Евпатории. Однако эти планы встретили полнейшее непонимание не только у главнокомандующего флотом Меншикова, но и… у капитанов Черноморского флота. М.Ф. Рейнеке, генерал-майор Черноморского флота, пишет:

«Самонадеянность Корнилова на наши силы и пренебрежение к неприятелю опасны: он все еще не оставил намерения выслать Нахимова в море с тем, что если встретит неприятеля слабее, то сразиться, а сильнее – то бежать в Севастополь. Такое действие, кроме опасности от ловушки или засады и от случайности ветра, опасно и в нравственном отношении: убежим мы от сильного неприятеля – дух команды упадет».

Русский флот в результате в море не вышел, а союзники начали захваты купеческих судов около главной базы Черноморского флота. Неприятеля интересовали не в последнюю очередь штурманские документы. Если их не было, то активно опрашивались капитаны. Собственно, именно бездействие и апатия Черноморского флота сделала возможной высадку союзников в Евпатории. Был ли это саботаж? И да, и нет. Скорее я бы назвал это уровнем морского мышления и штабной культуры.

На памятном совещании по поводу атаки союзников с помощью флота капитаны флота, по сути, … отказались воевать в море. Они отказались вывести корабли и дать бой противнику, чтобы спасти свою же базу! Они переложили задачу спасения главной русской военно-морской базы на плечи армии! Более того, первые три корабля топили в панике, не сняв с них ни пушек, ни пороха!

Без комментариев.

Статья Сергея Махова