Найти тему
12 канал Омск

От свадебного ларца 15 века до кресла последней русской царицы: новая выставка в музее им. Врубеля

Сотрудники музея подарили новую жизнь легендарному проекту «Стиль в зеркале эпохи».

Занимает новая выставка четыре зала в здании бывшего генерал-губернаторского дворца на Ленина, 23. Каждый зал посвящён отдельной эпохе и имеет собственное цветовое решение. Название проекта «Стиль в зеркале эпохи» уже встречалось в музейной афише, но повтор здесь намеренный.

-2

«В 2004 году в наших залах работала выставка с таким названием. Её создательницами были наши наставницы Ирина Спирина и Людмила Ведерникова. Их уже с нами нет, и в Год педагога и наставника мы решили отдать им дань памяти и дань уважения, повторив их удачный проект. Мы его переработали, дали новое наполнение и новое оформление», — пояснил хранитель коллекции декоративно-прикладного искусства музея им. М.А. Врубеля Игорь Глазов.

В первом зале выставки — царство ренессанса и барокко. Самым ранним по времени изготовления предметом здесь является красивый ларец из Флоренции. Он был создан в начале 15 века. Основа у него деревянная, а украшения из кости.

-3

«Такие ларцы делала знаменитая итальянская семья резчиков по кости — Эмбриаки. Чаще всего для резки использовалась часть трубчатой кости лошади. Облицовка состоит из маленьких вертикальных пластинок, каждая вырезалась отдельно и несла часть сюжета, потом из них составлялось целое. В таких ларцах хранили драгоценности. А ещё их называли свадебными, потому что они часто служили подарками к свадьбе — на крышке размещались гербы семей, которые решили породниться», — рассказал Игорь Глазов.

Впервые в Омске выставляется барельеф «Воздвижение креста Господня», который сделан на основе одноименного триптиха Рубенса. Как рассказал искусствовед Евгений Груздова, изготовлен он был неизвестным фламандским скульптором ещё при жизни художника. Барельеф, что интересно, сделан из единого массива дерева, но от времени работа распалась на части и поэтому зрителям её не показывали. Лишь сейчас, именно к этой выставке, работу отреставрировала Екатерина Беккель. На это у неё ушло четыре месяца.

-4

А самым старым предметом мебели из хранящихся в музее является вот этот шаф-кабинет 18 века. На обычный комод устанавливалась верхняя часть со множеством ящичков для документов, драгоценностей и других мелочей.

-5

За центральной створкой в таких шкафах-кабинетах мог скрываться тайник, но в именно в этом шкафу его не оказалось. А может, музейщики тайник пока просто не обнаружили.

-6

Стоила вся эта мебель, конечно, очень дорого. И встречалась, прямо скажем, не в каждом доме, поэтому даже императрица Екатерина Вторая и другие высокопоставленные особы при переездах и путешествиях брали некоторые предметы мебели с собой. Небольшой шкаф могли перевозить прямо в карете.

-7

Каждое кресло, шкаф или столик — настоящее произведение искусства. Даже их ножки оформлялись с фантазией и удивительным мастерством.

-8

Следующий зал посвящён стилю ампир, популярность которого была связана с именем Наполеона.

-9

Украшение кресла в виде лебедя намекает на его возлюбленную — прекрасную Жозефину. Форма каждого подлокотника напоминает рог изобилия. А о царственной персоне напоминают украшения в виде львиных лап и изображение львов на спинке.

-10

Каменная чаша — работа алтайских мастеров из деревни Колывань. В 19 веке русские резчики по камню достигли больших успехов. Выполняли они в том числе заказы императорской семьи.

-11

Вот эти вазы с фавнами и сатирами, точно установлено, украшали когда-то большую гостиную императрицы Александры Фёдоровны.

-12

Для неё же было изготовлено и это тронное кресло с подлокотниками в виде слоников и большим количеством символических украшений.

-13

Два таких кресла были подарены российскому императору Николаю II и его супруге делегацией буддистов-калмыков. Мужское кресло считается утерянным, а вот кресло императрицы, на котором есть даже дарственная табличка, бережно хранится в омском музее.

-14

В соседней витрине сидит фарфоровый китайский болванчик. Руки, ноги, голова и даже язык во рту у этой статуэтки подвижны. И это не просто вещица для украшения интерьера — такая фигурка служила сейсмографом. При подземных толчках болванчик начинал качаться, а когда они усиливались, то фарфоровый язык бился о зубы и подавал уже звуковые сигналы.

-15

Всего на выставке можно увидеть более 250 предметов. Здесь есть изделия из металла и дерева, из фарфора и фаянса, а также живописные и графические работы.

Текст и Фото: Наталья Семенова.