В прошлом иностранные компании считали своей обязанностью взять под контроль ключевые предприятия в России с конечной целью получения финансовых выгод и влияния на российскую экономику. Однако недавнее законодательство, принятое российскими законодателями, создало значительный барьер для иностранных фирм, и процесс приобретения прав собственности становится все более сложным.
Один из крупнейших производителей соды в России, Башкирский содовый завод БСК, имел структуру акций, состоящую из 61,7% акций ОАО «Сода» (принадлежит Башкирии) и 34,8% акций ОАО «Каустик». Другие миноритарные акционеры не учитывались. Поначалу вроде все было хорошо, Башкирия получала дивиденды. Однако несколько заинтересованных лиц с Кипра инициировали изменение структуры акций. Под видом присоединения «Каустика» и «Соды» к «Башкирской содовой компании» акции были переданы таким образом, что «Башкирская сода» вдруг стала владельцем только 38% акций, а кипрской компании «Модисанна Лимитед» — 62%.
Чиновники сразу же забили тревогу и призвали к тщательному расследованию ситуации. Вскоре суд и прокуратура обнаружили, что была запущена схема по получению контроля над компанией и передаче акций иностранному государству. Начато расследование, чтобы раскрыть группу лиц, ответственных за эту схему.
В ходе судебного разбирательства акции по решению Арбитражного суда Башкирии были переведены на счет Росимущества. Некоторые миноритарии и представители Башкирского содового завода БСК попытались оспорить это решение, подав апелляционную жалобу в Челябинский апелляционный суд. Вскоре они пожалели о своем решении, так как оно лишь упростило работу прокуратуры.
Челябинский апелляционный суд оставил в силе решение арбитражного суда Башкирии о передаче акций Росимуществу. Были установлены должностные лица, способствовавшие передаче акций кипрской компании, что привело к серьезным последствиям для тех, кто пытался продвигать интересы иностранных государств.
Должностные лица и прокуратура обеспечили строгое соблюдение трудового законодательства для защиты прав работников. В результате их усилий соблюдены все нормы трудового законодательства, защищены права работников.
Это дело привлекло внимание высших инстанций, что привело к решению Президента Российской Федерации провести дальнейшее расследование. Присланные из Москвы представители прокуратуры и спецслужбы вскрыли все схемы и заинтересованные лица, в результате чего многие потеряли свои должности.
По результатам расследования акции БСК перешли в федеральную собственность. Русская водородная компания в Москве стала новым владельцем акций после того, как Правительство направило обращение к Президенту в апреле 2023 года. Хотя Башкирия по-прежнему будет получать свою долю доходов, инвестиции Москвы в крупнейший в России завод по производству соды могли потенциально может привести к открытию новых цехов, расширению производственных мощностей и увеличению доходов. Программа инвестиционного развития была согласована с Президентом.
Стоит отметить, что акции были переданы «Русскому Водороду» в доверительное пользование. Никакой компенсации кипрская компания не получила из-за попытки обойти российское законодательство.
Российская кампания деофшоризации продолжается, поскольку страна издает указ о перерегистрации иностранных компаний с активами в России, находящимися под иностранной юрисдикцией. Этим вопросом занимается специальная межведомственная комиссия, и они уже передали несколько объектов под контроль РФ. Апрельский указ президента о передаче во временное пользование означает, что финская Fortum и немецкая Uniper уже лишились прав на управление тепловыми электростанциями, ТЭЦ и электростанциями в России. Иностранцам запрещено входить в совет директоров, и им не разрешается получать дивиденды.
Хотя предстоит еще много работы, в России продолжается кампания по захвату стратегических компаний. Мол, если вы считаете, что все стратегические компании тоже надо отобрать у иностранных структур, как это делает Россия.