Найти тему

Медицинское познание в два этапа и синтез знаний

Дорогой, действительно заинтересованный искатель, вся медицинская тематика имеет такую специфику, которая не позволяет полностью здесь выкладываться. Всего лишь частично (определённые темы) будут продолжать поступать. Однако более углублённая версия по многим вопросам медицины размещается у нас на платформе: ВКОНТАКТЕ. Это в рамках подраздела, который называется: "ФИЛОСОФИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ"

Следует сказать, конечно, лучше всего начинать с каких-то общих вопросов. А в формате именно доказательной медицины, и в той же специфике, можно плотно поработать в дальнейшем. И пока мы исходим из того, что методология вбирает в себя определённые способы на пути приобретения знаний. В свою очередь, данные способы – неотъемлемая часть процесса познания. Но какие существуют методы познания? Да, кстати, а что есть познание, как таковое? Ну и в чём заключается особенность конкретно медицинского познания?

По большому счёту, в основе процесса познания лежит соответствующая активность психики, о чём мы уже говорили. И как ранее нами было указано, что касается человеческого познания, вначале ум воспринимает объективно природные явления, затем разум сосредотачивается на внутренних связях, что, в свою очередь, приводит к пониманию сущности вещей. Таким образом, на самом деле, всего два этапа представляет собой процесс познания, один из них – чувственное познание, а другой называют рациональным познанием. В этом случае (когда задействуется рациональное познание), по-настоящему осуществляется познание, появляется возможность выделения определённого объекта относительно других объектов. И тогда всё начинается с мировоззрения! Однако для мировоззрения, как системы, требуются факты. Как раз факты реальности с целью обработки их в психике должны предоставляться наукой.

Сразу стоит отметить, с точки зрения именно науки, медицинское познание обременено определённой спецификой. Дело в том, что «основная проблема медицинского знания заключается в том, что ещё не создана единая конкретно-научная теория человека, объясняющая его здоровье и болезнь как целостного существа, как субъекта культуры».[1] И в данной связи медицинское познание рассматривается в рамках широких взаимосвязей со стороны различных элементов, естественнонаучных, гуманитарных, а также технологических. Более того, стремление к всеобщему учению относительно человеческой природы в познавательном смысле объединяет медицину и философию, причём в предметном ключе. Но да, не в первый раз слышим. Где же различия? А они, оказывается, проявляются методологически в способах познания.

Совершенно верно, что познанием, как процессом, гносеологически занимается философия. Но нужно иметь «под рукой» какое-нибудь определение, поэтому «познание – процесс целенаправленного, активного отображения действительности в сознании человека».[2] Пусть пока так, в сознании чего-то там отображается. Что касается чувственного познания, то оно способствует сбору информации об окружающем мире. Между тем, рациональное познание настроено на то, чтобы получать знания путём логики. Ну, об этом обо всём будем неоднократно подробно разговаривать.

Далее, человек является объектом внимания клинической медицины, но с точки зрения двух структурных образований, организма (биологический уровень) и личности (социальный уровень), к проблеме здоровья нужно относиться системно. Предметно научная медицина изучает человека со стороны этиологии (причин возникновения болезней), патогенеза (выявления закономерностей развития болезней), а также диагностики, методов лечения, профилактики и организации здравоохранения. В общем, медицина – это теория и практика в рамках проблематики здоровья и болезней человека.

Но ближе к нашей теме, медицина сегодня на базе роста естественнонаучных знаний одновременно укрепляет свои позиции в отношении и гуманитарного знания (речь идёт о проблеме синтеза новых фактов, появлении гипотез и теорий). Получается так, что естественнонаучные и гуманитарные предложения знаний требуют своей (универсальной) методологии. Тогда, как можно совмещать два разных методологических уровня, если единая конкретно-научная теория человека не создана?

Таким образом, медицинское познание отличается своей методологической сущностью, которую ещё необходимо достигнуть. Ведь медицинское познание человека подразумевает особое единение науки и философии, где философия представляет во многом гуманитарный взгляд на проблему. Как же должна действовать медицина? В принципе, через философию науки можно найти методологические решения. «Задача современной философии науки состоит, на наш взгляд, в том, чтобы углубить наши представления о сущности медицинского знания, о возможностях медицины построить целостную конкретно-научную теорию человека, его здоровья и болезни, его физических и духовных потенций как субъекта истории и культуры».[3] Погодите, где-то мы уже отмечали подобный синтез (речь идёт о синтезе истории и культуры), и он, как интеграция научных знаний, проявляется на базе такой молодой дисциплины, как культурология. Почему так? Оказывается, возникновение медицины признаётся новым этапом в культуре! Что способствует дальнейшему развитию этого нового и уже старого этапа?

Философия, психология, медицина – тут есть связи. И да, наука в сферах философии и медицины пытается для общества открыть другую связь, между душой и телом. Вот куда, судя по всему, имеет смысл бросить методологический взгляд. Вообще, кстати говоря, гуманитарии изучают духовную жизнь человека и общества. Однако естественнонаучное познание отличается от познания гуманитарного. И здесь вскрывается проблема методов познания. И ещё раз подчеркнём утверждение, что наука принадлежит культуре. В каком статусе? Думаем, как раз в методологическом аспекте, и всё дело в сознании.

Естественные науки служат тому, чтобы добывать факты реальности, но внутренний субъективный мир для нас, по большому счёту, закрыт для непосредственного исследования. Поэтому гуманитарный метод познания дополняет естественнонаучный метод, в режиме философского подхода. И медику нужно иметь философское мышление! «На начальной стадии человеческой истории естественнонаучная и гуманитарная культуры существовали как единое целое, поскольку человеческое познание в одинаковой степени было направлено как на изучение природы, так и на познание самого себя. Однако постепенно у них выработались свои принципы и подходы, определились цели: естественнонаучная культура стремилась изучать природу и покорять её, а гуманитарная культура ставила своей целью изучение человека и его внутреннего мира».[4] Всё новое хорошо забытое старое. И как изучать мир внутренний? Пожалуй, нам ничего не остаётся в широком медицинском подходе, как действительно брать в оборот синтез знаний, а также в обязательном порядке применять сразу два этапа познания.

[1] Мирошников Юрий Иванович Специфика медицинского познания и проблема целостности его предмета // Антиномии. 2009. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-meditsinskogo-poznaniya-i-problema-tselostnosti-ego-predmeta

[2] Песоцкая Е.Н., Ивлева Е.Н., Ефремова О.Н. Основы методологии медицинского познания: учеб. пособие / Е.Н. Песоцкая, Е.Н. Ивлева, О. Н. Ефремова; Мордов. гос. ун-т – Саранск, 2015. С. 6

[3] Мирошников Юрий Иванович Специфика медицинского познания и проблема целостности его предмета // Антиномии. 2009. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-meditsinskogo-poznaniya-i-problema-tselostnosti-ego-predmeta

[4] Баркова В.В. Современная естественнонаучная картина мира [Текст]: учебное пособие / В.В. Баркова, К.А. Тухватулина. – Челябинск: Изд-во Юж.-Урал. гос. гум.-пед. ун-та, 2017. С. 13