Найти тему
Дорогою Добра

Царские коты и «кошачьи цари»

#НКП_История #Авторское #Таргонский #ИсторияКотиков
Особенности взаимоотношений царей и котов, крестьян и котов, суеверия и басни. Об этом и многом другом в нашем мурчащем цикле «История котиков». Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые серии!

Царские коты и «кошачьи цари»

Возвышение Москвы и падение Орды никак не повлияло как на отношение русичей к котам, так и на отношение котов к русичам. Наши предки любили и ценили кошку, хотя и немного суеверно побаивались. А кошки вполне уверенно заселили и крестьянские дворы, и княжеские терема. Мы мало знаем об отношении царей к котам вплоть до царя Алексея Михайловича. Однако, некоторые косвенные свидетельства говорят о том, что цари котов любили и не обижали.

Правда, согласно ряду источников, царь Иван Грозный в детстве мучил кошек и даже сбрасывал их с высоких построек, так сказать, тренируя свою свирепость и жестокость. Между тем, все эти источники восходят к памятнику информационной войны XVI века, а именно к «Истории о Великом князе Московском», которую написал бывший друг и соратник царя, беглый князь Андрей Курбский. Он писал: «А когда начал он подрастать, лет в двенадцать, - что раньше вытворял, все опущу, сообщу лишь это: начал сначала проливать кровь животных, швыряя их с большой высоты - с крылец или теремов, как они говорят, - вытворять также и многие другие негодные вещи, выявляя будущее свое немилосердное своеволие». Это единственное свидетельство отношения Ивана Грозного к кошкам и другим животным, к тому же написанное с целью нанести урон репутации ненавистного монарха. Скорее всего кошки весьма хорошо чувствовали себя в царских и боярских теремах и были любимцами, к тому же с 1613 года «котолюбие» стало частью верноподданнического духа.

Дело в том, что одним из родоначальников династии Романовых, которая воцарилась в России по итогам Смутного времени, был боярин и «правая рука» Дмитрия Донского Федор Андреевич «сын Кобылин» по прозвищу Кошка. В прошлый раз мы выяснили, что наши предки давали это прозвище людям хитрым и ловким, а Федор Кошка и был таковым, иначе бы князь не поручал бы ему сложные переговоры с гордым Новгородом и с грозными Ордынскими ханами, отчего по мнению самого князя Московскому княжеству были «добрые дела».

Именно от внука Федора Кошки пойдет род Захарьиных, который породнится с самим Иваном Грозным. Старший брат его жены Анастасии Романовны Захарьиной-Юрьевой, Никита Романович станет уважаемым Романовым. Когда волею судеб, феодальных интриг и закрепощения народа, Михаил Федорович Романов станет царем, про Кобылу и Федора Кошку станут вспоминать часто. С легкой руки летописцев новую династию иногда будут называть кошачьей, что отразится в оппозиционном фольклоре. В общем, кошку надо было любить и уважать, ибо животное это царское.

Мы не знаем про котов Михаила Федоровича, но кот Алексея Михайловича обрел европейскую известность. Еще не успел появиться известный портрет царя, но уже был готов портрет его ушастого любимца. Это выдающийся памятник XVII века, так как на нем запечатлено первое изображение русского кота. Гравюру обнаружил известный историк искусства Д.Ровинский, который сообщил, что в Дрезденской галерее есть три копии этого замечательного котика. Некоторое время считалось, что это портрет любимца Ивана Грозного, но позднее искусствоведы доказали, что оригинал, то есть офорт создал во времена Алексея Михайловича выдающийся чешский художник Вацлав Холлар.

Правда некоторые убеждены, что автором является голландский художник Фредерик де Мушерон. Как бы то ни было, офорт отражает «котолюбивость» русского царя, отмеченную многими путешественниками и дипломатами. Эта черта Алексея Михайловича вдохновила русского художника XIX в. Вячеслава Шварца на написание картины «Сцена из домашней жизни русских царей» (1865 г.). На ней художник изобразил Алексея Михайловича за двумя своими любимыми занятиями (возможно, ими он занимается после третьего любимого занятия, то есть охоты): игры в шахматы и игрой с котом, который забавляется с упавшими шахматными фигурами.

Любопытно, что шахматы попали на территорию Древней Руси почти одновременно с котами. И наши предки в XVI-XVII вв. достигли выдающихся результатов и в шахматах (европейские путешественники пишут, что рядом с русскими любителями шахмат «они как дети») и в котолюбии, что зафиксировано в портрете кота царя. Котолюбивость Алексея Михайловича унаследовал его великий сын Петр, которого в народе за характерные усы стали называть котом. Вообще, при Романовых, кот станет одним из главных героев антиправительственных произведений, о чем мы поговорим в следующий раз.

К концу XVII века складывается особое отношение крестьян к котам. Многие мифические существа наделяются обликом и повадками кошек. У ведьм, как это было и в Европе «появляются» помощники, коты-коргоруши, которые воруют еду и молоко у коров. Овинник часто представлялся огромным черным котом с горящими глазами, банник мог оборачиваться котом и, если ему не приносили в жертву черную курицу, которую закапывали под баней, он мог запарить до смерти или украсть детей. На севере России боялись Коровьей Смерти в виде скелета коровы, который ходит от деревни к деревне и из-за этого происходит падеж скота. Чтобы этого не произошло, в каждой деревне выбирали двух благочестивых вдов, которые голые обходили деревню с иконою, котом и петухом. Суеверные вдовы должны были заживо похоронить животных.

Также в XVII веке складывается основной корпус русских сказок, которых тогда называли баснями и байками. В них Кот часто предстает заступником человека, его помощником, причем очень хитрым и находчивым, который ненамного уступает, а часто и превосходит своего союзника Лису.

В целом, несмотря на суеверные представления, для русских крестьян кот, как и собака, были главными спутниками и друзьями. Между тем, эпоха Петра изменит отношения русских котов и государства. Их впервые попытаются мобилизовать на «царскую службу». Но об этом мы поговорим в следующий раз.

Оставайтесь с нами и не забывайте гладить котов!

Идея и редакция цикла:
Егор Яковлев
Текст:
Глеб Таргонский

Иллюстрации:

1. Вацлав Холлар «Подлинное изображение кота великого князя Московского», 1663 г.
2. Вячеслав Шварц «Сцена из жизни русских царей», 1865 г.
3. Н. Богданов-Бельский «Новая сказка», 1891 г.

#Историякотиков_ЦИ #ГлебТаргонский_ЦИ #Историякотиков@dighistory
Источник:
https://vk.com/wall170995_3687