Найти тему
Токсичные родители

Критическое мышление

Как часто вы перепроверяете ту информацию, которую слышите?

Или вы предпочитаете доверять авторитетам? Как вы реагируете на критику других людей: анализируете сказанное или просто верите всему на слово? По ответам на эти вопросы можно понять, насколько у вас развито критическое мышление.

Критическое мышление – это способность анализировать и изучать отдельные факты, события. А также это способность человека рассуждать и определять полезность информации для него самого. Проще говоря, это способность отличать, что такое хорошо и что такое плохо, самостоятельно оценивать все, что происходит в вашей жизни и касается вас. Критическое мышление позволяет человеку самостоятельно делать выводы без оглядки на чужое мнение, стереотипы или т.п. Критичность связана с гибкостью мышления.

В норме критическое мышление начинает формироваться у детей в возрасте 7 лет. До этого периода ребенок воспринимает как правду и истину все, что услышит. И токсы активно пользуются этим.

Ребенок не может рассмотреть ситуацию с разных точек зрения, под разным углом, подвергнуть сомнениям достоверность того, что говорит родитель. Он не может менять свое восприятие ситуации, объясняя причины и мотивы поступков других людей. Например, ребенок не может прийти к такому выводу:

Мама бьет меня, потому что сама несчастна. Она видит во мне папу, она мстит ему. А я не виноват. Я не плохой, я – хороший.

Он думает:

Мама бьет меня, значит, я плохой.

К слову сказать, и у самих токсов заметны проблемы с критическим мышлением. И у этого такое объяснение: травмированные дети превращаются в травмированных взрослых, неспособных мыслить критически. Они продолжают принимать на веру все, что говорит их окружение, начальник, авторитеты с экрана телевизора и т.д.

Человек без критического мышления не может быть свободным и счастливым. Он не может быть собой. И, конечно, без критического мышления невозможно сепарироваться от токсов, исцелиться от травм прошлого. Именно эта часть вопроса интересна нам с вами больше всего.

Можно ли развить критическое мышление во взрослом возрасте?

Да. И сегодня мы с вами научимся этому при помощи диспута. Суть психотерапевтического диспута – анализ аргументов каждой из сторон. Вот только обе стороны будут представлены в одном лице – вы сами. В общем, это будет разговор с самим собой.

В психологии принято выделять несколько типов диспутов в зависимости от их целей:

  1. логический – анализ логичности ваших мыслей,
  2. эмпирический – поиск доказательств для противоречивых точек зрения, разрешения внутреннего конфликта эмоций, чувств, мыслей,
  3. функциональный – оценка последствий, к которым приведут нынешние мысли, реакции, поведение (осознание полезности или вреда такого мышления для вашей жизни).

Каждому виду соответствует свой ряд вопросов.

  • Логический диспут:
    Есть ли логика в моих суждениях?
    В чем заключается эта логика?
    Какая логика в том, что я вообще думаю об этом?
  • Эмпирический диспут:
    Что доказывает мои суждения?
    Что опровергает мою точку зрения?
    Что доказывает противоположную точку зрения?
  • Функциональный диспут:
    Полезно ли думать об этом?
    К чему приведут меня эти мысли, что я получу?
    Помогают ли эти мысли достичь моих глобальных жизненных целей, удовлетворить потребности, получить желаемое?
    Что будет со мной и моей жизнью в будущем, если я продолжу так думать?

Диспут не только развивает критическое мышление, но помогает человеку самостоятельно решить актуальные психологические проблемы. А еще эту же технику ведения переговоров вы можете использовать в общении с токсами или после него, чтобы стабилизировать свое психологическое состояние.

Можете «прогнать» проблему по всем трем видам диспутов, если посчитаете нужным. Но чтобы правильно провести разговор с собой, нужно строго следовать этапам.

Этапы диспута с собой:

Запишите все мысли, которые связаны с нежелательным поведением, реакциями, состояниями – то, с чем вы решили бороться. Например, ваша цель – не реагировать на оскорбления матери, сохранять работоспособность и эмоциональное равновесие. Значит, проблема – потеря самоконтроля. А уже из этого выходят другие мысли и состояния: злюсь, трясусь, устаю, ненавижу себя и ее, испытываю чувство стыда и т.п.

Ответьте на вопросы, соответствующие целям диспута (смотрите предыдущее описание видов).

Следуйте составленным вами инструкциям. Ваши ответы – это практические советы. На их основе вы можете самостоятельно составить план по коррекции мыслей и поведения. Каждый раз, когда окажетесь в проблемной ситуации, обращайтесь к этим заметкам.

То, что мы с вами разобрали, относится к когнитивно-поведенческой психотерапии. Именно это направление используют психологи для проработки травм, фобий, психосоматических проблем. Теперь вы можете самостоятельно помочь себе до визита к психологу.

_____________________________

Пытаетесь выйти из созависимых отношений?

Хотите научиться расставлять границы и научиться защищаться от токсичных людей?

Записывайтесь на онлайн курс PROсепарацию!

В курс включены безопасные протоколы EMDR и клинического гипноза, которые всегда придут вам на помощь в сложных ситуациях.

У вас будет возможность получить обратную связь от клинического психолога Евгении Богдановой в ходе вашего процесса психологической трансформации

________________________________

Ваш лайк и помощь нашему проекту , позволят большему количеству людей получить поддержку. Спасибо!

#критическоемышление

#психическоесостояние

#дети

#развитие

#диступ

#взрослые

#развитие