В Карелии начал действовать новый закон «О системе избирательных комиссий в Республике Карелия».
Это кажется странным, но до недавнего времени в Карелии не существовало республиканского законодательства, которое бы регулировало деятельность избирательных комиссий. Разумеется, это не мешало последним исполнять свои профессиональные функции, но факт остаётся фактом, регионального закона, регулирующего деятельность избирательных комиссий не было. И потому их работа в периоды выборных кампаний определялась законами, по которым проводились данные избирательные кампании. В каждом таком законе были разделы, в которых прописывались права и обязанности избиркомов, организующих данный уровень избирательной кампании.
Объявлялись выборы и на период их действия функционировали избиркомы. «А то что в соответствии с федеральным законодательством комиссии эти постоянно действующие и срок их полномочий определён в пять лет и работают они вне зависимости от наличия избирательных кампаний, это выпадало из законодательного поля», - разъясняет ситуацию председатель Избирательной комиссии Карелии Алексей Бахилин (кстати, обратите внимание, как я называю должность председателя, не упоминая привычно «Центризбиркома», чуть позже это объяснится).
В избирательную систему входят три уровня избиркомов: участковые (это основной и самый массовый по составу уровень комиссий, которых 458 в Карелии), девятнадцать территориальных и навершие пирамиды - республиканский избирком.
По словам А. Бахилина, на избирательные комиссии возложено большое количество полномочий и связаны они не только с ходом голосования. Избиркомы занимаются планированием и организацией избирательных кампаний, формируют кадровый корпус. Это большая армия членов участковых комиссий, которых не менее 4100 человек. Плюсуйте сюда ещё резервный их состав, до полутора тысяч членов набирается дополнительно, который очень подвижен своим персональным представительством, люди приходят-уходят, и каждый раз их нужно обучать избирательному законодательству.
Далее по организационной вертикали следуют – территориальные избиркомы, которых, как уже сказал, девятнадцать в Карелии (в каждом районе по одному теризбиркому и два – в Петрозаводске). И над ними самый высший региональный уровень комиссии - республиканский.
Республиканская и территориальные избирательные комиссии кроме того, что кадрами участковых комиссий (уиков) занимаются, так на них лежит ответственность ещё и за эксплуатацию государственной автоматизированной системы «Выборы». Напомню, на этой базе ведётся учёт избирателей. «Каждый месяц происходит актуализация списков избирателей, - рассказывает Алексей Бахилин, - потому мы и уверены в своих данных по численности избирателей. Мы каждый день с базой данных работаем. Не от переписи к переписи, и не некими умозрительными, если не сказать мифическими данными оперируем, которые иногда всплывают в соцсетях, а работаем с конкретными данными каждого избирателя. Жителю Карелии исполнилось 14 лет, ему выдали паспорт, и он попадает в базу данных будущих избирателей. С этого момента мы работаем с этими данными, и сведениями всех избирателей, обеспечивая их актуальность».
С принятием нового закона «О системе избирательных комиссий в Республике Карелия» возникает именно единая система, которой прежде не существовало. Она подразумевалась, но не была юридически оформлена. Теперь такая вертикаль управления избиркомами узаконена и соответственно повысится связанность комиссий, их подотчётность. Работа комиссий больше не будет делиться на выборный и межвыборный периоды. Новая модель организации позволяет сформировать более профессиональный состав всех избирательных комиссий, и что особенно важно, появится корпус штатных председателей территориальных избиркомов. На сегодняшний день из девятнадцати председателей лишь пятеро работают на постоянной основе, остальные – на общественной (на период выборов включаются в работу).
А. Бахилин говорит, что к следующей большой избирательной кампании, имея в виду 2024 год, все председатели территориальных избиркомов в Карелии будут работать на профессиональной основе. Такую модель поддержал глава Карелии А. Парфенчиков и законодатели.
Прямо сейчас, кстати, идёт процесс формирования составов участковых избирательных комиссий, которых, напомню, в республике 458. Работа эта не простая, поскольку приходится иметь в виду, что от профессионализма членов уиков напрямую зависит представление граждан обо всей системе избирательных комиссий. Члены участковых комиссий непосредственно общаются с избирателями, голоса подсчитывают по итогам выборов и потому тут всё важно – и их профессионализм (знание процедур голосования) и человеческие качества (честность и доброжелательность). Надо заметить, что половину всех составов избиркомов формируют в Карелии парламентские партии, которых в республике семь (по числу их представительства в Заксобрании Карелии). Так что от партий тоже многое зависит – кого направят они в члены избирательных комиссий.
И теперь отвечу на вопрос: куда ж подевался Центризбирком Карелии? Никуда, не исчез он, продолжает работать как и прежде, но из его наименования исчезло определение «центральная». История это давняя, годами тянувшаяся, дело в том, что согласно законодательству в России может быть только одна Центральная избирательная комиссия - Российская. Но с незапамятных времён повелось, что республики свои комиссии тоже именовали центральными, что жить никому не мешало, хотя противоречило федеральному закону. С прошлого года законодатели субъектов Федерации наименования своих республиканских избиркомов приводят в соответствие с федеральной нормой. Так что в дальнейшем наша комиссия будет так именоваться: Избирательная комиссия Республики Карелии. На её деятельности такое переименование никак не отразится.
Анатолий Цыганков