Найти тему
Учительская

Треугольник Карпмана: как работает любой конфликт и почему об этом важно знать педагогам

О нем сегодня часто вспоминают как профессиональные психологи, так и те, кто себя к таковым относит. А поскольку, по мнению многих, учитель – это ж не только актер, режиссер, драматург, певец и композитор, а еще и психолог, стало быть, каждый педагог просто обязан знать, что такое – ТРЕУГОЛЬНИК КАРПМАНА.

   Фото: rawpixel.com. freepik
Фото: rawpixel.com. freepik

На самом деле, все очень просто: он состоит из Агрессора (Преследователя), Жертвы и Спасателя (Спасителя), которые находятся между собой в тесной связи.

Кстати, изображать его могут так, как кому захочется – либо вершиной треугольника вверх, либо вниз, располагая представителей всех этих трех ролей на любом месте. По большому счету, это абсолютно не важно. (Хотя… подозреваю, что найдутся любители и из этого вывести какую-нибудь глубокую философскую мысль. Но давайте об этом в другой раз поговорим!)

   Треугольник Карпмана. P – persecuter (агрессор), V – victim (жертва), R – rescuer (спасатель)
Треугольник Карпмана. P – persecuter (агрессор), V – victim (жертва), R – rescuer (спасатель)

Любопытно другое: из трех позиций две – обязательные (жертва и агрессор), а вот спасатель может и отсутствовать. Поэтому, когда у вас с кем-либо возникает конфликт, вы в нем либо защищаетесь, будучи жертвой, либо нападаете, являясь агрессором, при этом спасателя, который бы постарался развести вас и помирить, может рядом и не оказаться вовсе. Однако если жертв или агрессоров несколько, очень возможно, что через некоторое время один из них примет на себя эту миссию. В конце концов, в паре «злой полицейский – добрый полицейский» последний ближе к миротворцу, чем первый, хотя и не является таковым.

Находясь в ТРЕУГОЛЬНИКЕ КАРПМАНА или наблюдая за ним со стороны, очень важно понимать, что роли у представителей этих трех вершин не фиксированные, а значит, тот, кто совсем недавно был жертвой, может внезапно дать яростный отпор агрессору, превратив того в жертву. Может случиться и так, что оба они вдруг набросятся на спасателя, который «лезет не в свое дело», и тогда уже он станет жертвой. Или же, наоборот, спасатель, отчаявшись достучаться до этих глухих, может разозлиться и проявить свою агрессию, памятуя, что добро должно быть с кулаками и т.д.

Поэтому, как советуют психологи, очень важно вовремя понять, что именно внутри нас заставляет играть роль жертвы, агрессора или спасателя. И что превращает нас из одного в другого, а может, и в третьего.

В школе, например, конфликты между учеником и учителем, учеником и учеником, учителем и администрацией, родителем и учителем происходят постоянно. Кто есть кто – далеко не всегда понятно, хотя кому-то очень хочется агрессором по умолчанию сделать педагога или директора. Притом, что спасателями вовсе не обязательно будут родители, но то, что жертвой, с огромной долей вероятности, постараются сделать ребенка, даже если он что-то у кого-то взял без спросу, полез в драку, оскорбил, унизил, ударил – это абсолютно очевидно. Поэтому крыловское «у сильного всегда бессильный виноват» в данном случае можно трактовать совсем иначе, и реальный агрессор вполне может выставить себя жертвой, а потом еще и превратиться в миротворца, вызвав слезы умиления.

Между прочим, желание стать спасателем для кого-то может быть настолько навязчивым, что человек начинает искать повод, куда бы можно вмешаться и восстановить справедливость. Даже когда видимых причин для этого нет. С другой стороны, и жертва тоже может быть склонна всегда и везде подчеркивать свой статус бедного и угнетенного человека, чтобы кто-то пришел и спас. Да и агрессорами нередко становятся не по своей воле, ведь когда рядом есть те двое, тебя вполне могут сделать крайним.

Но, в любом случае, ТРЕУГОЛЬНИК КАРПМАНА – это треугольник зависимости. И поскольку в нем все находятся в тесной взаимосвязи, выбраться из него, как и из Бермудского треугольника, бывает очень трудно. Сказав А, то есть – вызвавшись помочь тому, кто стал жертвой агрессии, надо говорить Б, и реально помогать, все глубже и глубже увязая в конфликте. Точно так же, «наехав» на кого-либо, стоит ожидать того, что тебе это просто так даром не пройдет, может «прилететь» либо от жертвы, либо от спасателя. Прервать же поток взаимных атак и оборон довольно сложно. И этим должны заниматься профессионалы. Нет, не педагоги, которые мнят себя психологами-профессионалами, а именно психологи, которых учили, как помогать разрушать треугольники, не беря на себя роль спасателя (и, тем более, агрессора или жертвы). Это сложно, но это – их работа. Их, не ваша. Вас этому не учили.

   Стивен Карпман. Фото: YouTube-канал Dr. Stephen B. Karpman/ скриншот из видео
Стивен Карпман. Фото: YouTube-канал Dr. Stephen B. Karpman/ скриншот из видео

О таком известном человеке, как Стивен Бенджамин Карпман, информации, на самом деле, вовсе не так много. Только очень сильно напрягаясь, можно найти, что родился он в 1950 году, хотя какого числа и месяца – увы, без комментариев. Возможно, это сделано для того, чтобы любопытствующие могли обратиться к нему напрямую – либо на его личном сайте, либо написав прямо ему на электронную почту – SCRIPTFREE@AOL.COM. (Все контакты взяты из открытых источников, так что, думаю, автор будет только рад, если вы с ним свяжетесь.)

В остальном – стандартный автобиографический набор, растиражированный по всем психологическим ресурсам. Родился в Америке, в семье психотерапевта и психиатра, учился у знаменитого Эрика Берна, автора трансактного анализа. Специализировался на межличностных отношениях, играх, зависимости от алкоголизма. Из необычного – интересовался магией (может, поэтому до сих пор и не светит свой ДР, чтобы не наслали порчу), занимался живописью, спортом, снимался в кино, играл в театре.

P.S. Я вот ни разу не психолог, но меня так и подмывает выйти из плоскости в третье измерение. В смысле – превратить ТРЕУГОЛЬНИК КАРПМАНА в ТЕТРАЭДР КАРПМАНА. Дело за малым – найти, кому же может принадлежать четвертая роль.

Как вы думаете, кем может быть человек, находящийся в конфликте вместе с жертвой, агрессором и спасателем, но не принадлежащий ни к одной из этих трех ролей?

Читайте материал в сетевом издании «Учительская газета».