– Рита, а ты откуда? – поинтересовался Лёша и торопливо добавил: – Если не хочешь, то не говори, мы поймём.
Девочка растерялась. Сказать «из будущего» – так ведь не поверят…
– Я не помню, – и смутилась под удивлёнными взглядами.
– Это как так? – протянул Слава.
– Ну вот так… – осторожно ответила Рита. – Только имя и фамилию помню.
Предыдущая часть рассказа ЗДЕСЬ
– Вот это да!.. – восхитилась Таня. – Прямо как в кино… – И сразу стала серьёзной. – Чего делать-то будем?
– Сходу и не сообразишь, – почесал в затылке Лёша. – Тут нужен коллективный разум. Собраться вечером да обмозговать. Одна голова хорошо, а…
– А четыре – уже мутант, – радостно закончил Слава.
– Вам лет-то сколько? – спросила Рита.
– Мне восемнадцать, Славке скоро шестнадцать, Тане пятнадцать, Викуле восемь, – сообщил Леша.
– Мне тринадцать… – Рита снова задумалась.
Ясно, что надо вернуться в своё время, но как? С одной стороны, торопиться не хочется, интересно побыть в другом времени, пообщаться со своей будущей мамой и её родными. Рита и не задумывалась о том, что когда-то они тоже были подростками…
С другой стороны, мама с папой ищут её и волнуются. По-любому надо выбираться…
– Рит, ты чего молчишь?
– А если я ничего не вспомню? Или меня никто не ищет? – Рита неожиданно для себя всхлипнула. – Тогда как быть?
– Да не реви ты, не пропадёшь, – ответил Лёша. – В крайнем случае с нами останешься.
– Вас самих много, это в двушке-то…
– Ничего, в тесноте да не в обиде. А мы уж постараемся тебе помочь. Человека в беде бросать нельзя. Так Света говорит.
После завтрака Лёша стал собираться. Оказалось, после учёбы и по выходным они со Славой подрабатывали на рынке, помогая владельцам ларьков и лотков что-нибудь разгрузить или загрузить. Но сегодня Слава должен был вести маленькую Вику в цирк и поэтому остался дома. Таня переоделась в старые спортивные штаны и свитер, взяла резиновые перчатки, ведро, тряпки и веник.
– А ты куда? – не поняла Рита.
– Мыть подъезд, – объяснила она, одеваясь в прихожей.
– Можно мне с тобой? – неожиданно для себя спросила Рита. – Помогу тебе.
– А ты полы когда-нибудь мыла? – недоверчиво уточнила новая подружка.
– Н-нет… Но я сумею, ты мне только покажи.
Таня немного подумала, принесла с ванной ещё одно ведро, тряпку и резиновые перчатки. Дала старый спортивный костюм, который ей уже мал.
– Сначала мы все мыли по очереди, каждый свой этаж, – рассказывала она. – И всё было нормально, потом некоторые жильцы стали пропускать свою очередь. Поругались-поругались, решили нанять кого-нибудь из женщин, кто будет раз в неделю мыть всю лестницу. Одна отказалась, другая отказалась: говорят, что десять рублей с квартиры – очень мало. Хотят по двадцать-тридцать. А по десятке и то трудно собрать. Ну, им мало, а мне в самый раз. Триста шестьдесят рублей в месяц – это не баран чихнул.
– Сколько?! – вырвалось у Риты. Да на эти деньги и продуктов не купишь!
– Триста шестьдесят рублей, – гордо тряхнула головой Таня. – Вот мне повезло, да?
– Действительно, повезло… – пробормотала Рита. Забыла, что она в прошлом, а тут и цены другие, и жизнь совсем другая.
В подъезде Таня провела короткий инструктаж:
– Смотри, сначала хорошенько подметаешь ступеньки и площадку, чтобы было легче мыть. Протираешь вот этой тряпкой перила. Половую тряпку почаще прополаскивай и получше отжимай. Мусор в углах не оставляй. Вот и всё.
Девочки поделили фронт работ: Таня взяла на себя верхние этажи, Рите достались четыре нижних.
Уборка подъезда оказалась очень утомительным делом. Прежде чем мыть лестничный пролёт, Рите приходилось выметать целые горы мусора. «Что за неряхи здесь живут?!» – раздражённо думала она. Пол затоптанный, голубая краска на стенах облупилась, потолок в каких-то разводах, мерзкий запах… Вспомнила аккуратный, чистый подъезд в их доме и вздохнула. Когда она ещё попадёт домой?
Через два с половиной часа интенсивной физической нагрузки ломило спину, руки и ноги мелко дрожали. Таня похвалила её:
– Совсем неплохо для первого раза. Смотри, как ты здорово мне помогла! Вдвоём и справились вдвое быстрее!
– Тань, а что вы делаете с заработанными деньгами? – поинтересовалась Рита, когда они поднимались на девятый этаж.
– Свете отдаём, – пожала плечами Таня. – Она оформила надо мной, Славкой и Викой опекунство, но пособия с гулькин хрен. Как не растягивай – не хватает. Вот и выкручиваемся.
У Риты не укладывалось в голове, как можно подрабатывать не для себя, не чтобы сходить в кино или кафе, купить что-нибудь, а для того, чтобы принести эти деньги в семью.
У неё был свой канал на Дзене, но ей никогда не приходило в голову отдать эти пять-семь тысяч родителям…
Дома Света уже занималась стиркой. В маленькой ванной стоял высокий круглый бак со шлангом (Рита еле догадалась, что это стиральная машинка). Света залила ведром горячую воду, добавила порошок и опустила туда грязное бельё.
Самое интересное началось через час. Света переложила выстиранное в большой таз, с помощью шланга слила грязную воду в ванну, наполнила ванну чистой водой и принялась полоскать.
– У нас дома стиралка-автомат, – вырвалось у Риты.
– Да? – отозвалась Света. – А вот мы никак не соберёмся купить. То на одно деньги понадобятся, то на другое. Ну ничего, месяца через три накопим, в крайнем случае немного со сберкнижки сниму…
Полоскать пришлось долго, несколько раз меняя воду. Отжимать и развешивать помогал Слава. Наконец сели обедать.
Рита не любила щи, но сильно проголодалась и закусила ещё варёной картошкой.
После обеда Света помогла Вике переодеться в нарядную водолазку и брючки, заплела косичку и завязала большой бант.
– Всего две остановки на трамвае, мы дойдём пешком, – сказал Слава. – Зато купим что-нибудь вкусное, да, Вик? – Малышка радостно кивнула.
– Мороженое не покупай, на улице холодно, – предупредила Света, закрывая за ними дверь.
Распорядившись ей не мешать, Света заперлась с учебником в маленькой комнате, где жили мальчики. Таня и Рита уселись на диване перед телевизором. Показывали целых две серии «Королевы Марго». Рита читала книгу и смотрела фильм – в лицее они углублённо изучали зарубежную литературу.
– Этот Ла Моль упрямый дурак, – с чувством охарактеризовала Таня одного из главных героев. – Ему все говорят: «уезжай из Парижа, дело кончится плохо!». А он упёрся ослом! Сам пропадёт и друга за собой потянет!
– А что мешает Коконнасу уехать одному? – задала резонный вопрос Рита.
– Понятие о чести и совести, – буркнула Таня. – Он понимает, что они друг у друга одни. Прямо как мы впятером…
Город окутали синие сумерки. Начали зажигаться фонари и окна домов. Пришли Вика и Слава. Девочка с восторгом рассказывала, какие в цирке были воздушные гимнасты, дрессированные собачки и медвежонок, который сосал молоко из бутылочки; как дрессировщица носила по проходам огромного питона; как Слава купил сахарную вату и шоколадку. Вату съела, а шоколадка – вот она!
Лёша принимал душ после тяжелого дня. Света перебралась с учебником и конспектом на кухню, что-то шепчет, зубрит. Вика села смотреть «Дисней-клуб».
– Маргошка, хочешь посмотреть, что такое интернет?
– А у вас есть?
– Конечно! Вот же телефон стоит. Свете с Лёшей надо для учёбы, и нам пригождается. Сейчас в «Аське» початимся!..
Таня заглянула на кухню.
– Свет, можно мы зайдём в интернет на часик? Ну пожалуйста!..
– Ну хорошо, только на час. А то много платить.
– И это говорит человек, который треплется по телефону больше всех!.. – бурчит Таня, но негромко – Светлану не стоит злить, а то можно лишиться драгоценного времени во всемирной паутине.
Кабель, идущий от телефонного аппарата к компьютеру, резкий звук подключения, такие непривычные странички, где нет картинок и много текста. Звук программы «ICQ». Стук клавиатуры. Танино хихиканье.
Ужин. Макароны с котлетами. У котлет странный вкус. Они не из мяса, а из овсяных хлопьев, лука и куриного кубика. Рите нравится. К чаю – по кусочку Викиной шоколадки.
– Эй, по телику «Ментов» гонят, пошли смотреть!
Повтор двух серий «Улиц разбитых фонарей». С интересом смотрят, обмениваются мнениями, найдут ли менты убийцу…
Рите очень уютно и хорошо. На ночь её укладывают на Викиной кровати, а сама Вика перебирается к Свете.
Утром Риту осенила мысль: если она попала в прошлое через здание почты, нужно пойти туда и попытаться попасть в своё время.
После завтрака Света сказала:
– Маргоша, сейчас мы съездим к профессору по неврологии. Посмотрим, что она скажет. С твоей амнезией надо что-то делать.
Высокая седая женщина в белом халате долго осматривала Риту, потом попросила подождать в коридоре и стала беседовать со Светланой. Дверь была приоткрыта, и девочка слышала весь разговор.
– Голубушка, что я могу вам сказать… Временную потерю памяти могло спровоцировать всё, что угодно – сильный испуг, стресс, несчастный случай. Прогнозировать что-либо очень трудно. Для того, чтобы память вернулась, нужен некий толчок. Опять это может быть всё, что угодно, даже любая мелочь. И вам следует обратиться в милицию.
– Людмила Платоновна, я всё понимаю. Но ведь Риту заберут в больницу или в детский дом… Представляете, какой это стресс для ребёнка? А девочка явно домашняя, из обеспеченной семьи. Она одета в очень хорошие вещи. Вчера упомянула, что дома есть стиральная машина-автомат. Это говорит о высоком достатке семьи.
«Ха! Прошлогодние куртка, свитер и полусапожки – очень хорошие вещи! Стиралка-автомат говорит о высоком достатке! Это они ещё моего смартфона не видели, вообще упали бы!» – подумала Рита и навострила уши.
– Вот если бы можно было как-то неофициально…
– Светлана, я могу вам помочь. Друг моего сына служит в милиции. Давайте поступим следующим образом: сегодня я позвоню сыну, всё объясню и попрошу координаты его товарища. Позвоните мне в конце рабочего дня.
– Спасибо, Людмила Платоновна!
Светлана вышла в коридор.
– Ну что, Марго, мне пора на лекции, а ты поезжай домой. Дорогу сама найдёшь?
– Обижаешь!
– Вот деньги на маршрутку. Давай, аккуратно.
Конечно, Рита поехала искать то самое почтовое отделение. Это было несложно: город не слишком изменился за двадцать лет.
В белом одноэтажном здании было шумно. Толпа пожилых женщин стояла у закрытого окошка и о чем-то громко говорила. Подошла молодая сотрудница почты и крикнула:
– Так, пенсионерчики, организуемся в очередь, подходим, получаем денежку! – Наверно, в этот день выдавали пенсии.
– Я самая первая, самая первая! – засуетилась бабка в пуховом платке поверх берета, хотя на её место в очереди никто не претендовал.
Рита незаметно прошла к кабинкам для междугородных разговоров, несколько раз покрутила телефонный диск и суеверно зажмурилась.
Открыла глаза. На почте было тихо и пыльно. Рита поспешила на улицу и… тут к ней бросилась весело тявкающая Буся.
– Буська! Животное! – закричала Рита.
В кармане резко и неожиданно зазвонил телефон. Рита с трудом сообразила, что нужно сдвинуть изображение трубки вверх. За двадцать лет совсем отвыкла от высоких технологий!
– Маргоша, ты где? – услышала она мамин голос.
– Мам, у меня Буська убежала, я её ловила! Я сейчас иду!
На экране светились дата и время: 22 марта 2018 года, 8.30. Рита взяла собаку на поводок и побежала домой. Она решила никому не рассказывать о своём приключении. Всё равно не поверят. А она теперь знает семейную тайну. Знает, как трудно тем, кому не повезло с самого детства. Знает, что человек не должен быть один.