Нередко приходится слышать рассуждения о больших и малых грехах. Малые грехи преподносятся нам как... необходимо неизбежные! Сторонники этой теории, услышав, что мы должны полностью исправиться, вдруг распрямляются, как часовая пружина, и говорят: «А что же остается нам? Разве нельзя немного покричать и позлиться? Что плохого в небольшой зависти к соседу, который успешнее меня? Или разве плохо лгать во имя добра?» И так далее... Люди заблуждаются, думая, что малые грехи – это нормально, забывая, что смертные грехи – это большие змеи, а малые – это змеи маленькие. И все же это змееныши, пусть и маленькие. Большие прегрешения начинаются с малых, то есть из прощаемых становятся смертными. И они, может, медленно, но все же верно ведут нас в ад.
Таким образом, различение греха необходимо каждому человеку. Упомянем несколько вещей.
Достойно внимания то, что говорят многие святые отцы. А говорят они о том, что надо быть очень осторожными с малыми грехами, ибо «множество малых предстоят одному большому греху». И Корессий, истолковывая это, говорит: «Не будем пренебрегать малыми грехами, потому что они малы! Тот, кто крадет немного, но постоянно, грешит смертно!» Василий Великий, прекрасно зная, что в святом Евангелии есть различия между комаром и верблюдом, щепкой и бревном, тем не менее говорит, что нет различия между большим и малым грехом.
Во-первых, потому, что оба в равной степени являются нарушением Закона. Иоанн Богослов пишет: «Всякий, делающий грех, творит беззаконие» (см.: 1 Ин. 3: 4). И: «Не верующий в Сына не увидит жизни» (Ин. 3: 36).
Во-вторых, даже малый грех становится большим, когда побеждает того, кто его совершает. Как говорит апостол Петр: «Кто кем побежден, тот тому и раб» (2 Пет. 2: 19).
И третья причина. Иоанн Златоуст говорит: «Щепка и бревно, великий и малый грех различны в том, что творящие их не принимают одинакового наказания. Но оба греха не позволяют нам войти в Царствие Небесное. В этом их сходство. Поэтому апостол говорит, что и идолослужители, и прелюбодеи, и блудники равно Царства Небесного не наследуют. Т. е. и согрешившие в большом, и согрешившие в малом».
Другими словами, ад будет отличаться качественно, но это будет ад! То есть и те, которые грешат легко, и те, которые грешат смертно, попадут в преисподнюю, просто в разные «камеры». Если мы не будем с Господом в раю, то какая нам разница, в каком месте ада мы окажемся?!
Попросим Господа просветить нас, чтобы мы могли различать свои падения, большие и малые. И возвращаться с покаянием и исповедью, и не обманываться, что мы безгрешны.
Дьявол непрерывно опутывает нас грехами. И всегда будет нашептывать, представляя нам других людей более грешными, чем мы, заставляя нас думать, что мы в полном порядке, чтобы мы не исследовали себя слишком глубоко.
Его трюки и фокусы требуют большого внимания. Не надо вестись на его предложения, подсказки и уловки. Не будем сравнивать себя с нечестивыми, чтобы показаться хорошими. Поставим себя рядом с человеком Иисусом Христом. И тогда увидим, что мы очень злы и нуждаемся в глубоком врачевании!
Думая так, мы избежим попадания в ад. Иначе, в геене огненной либо в тьме кромешной, – к сожалению, мы окажемся в преисподней!
Перевел с греческого Константин Митин
Из журнала «Αγία Μαρίνα», 1959 г.
Κοινωνία Ορθοδοξίας