Найти тему

Мои воспоминания

Тихий зимний вечер. Я приехала в гости к бабушке на Рождество. Весело потрескивают дрова в печке. Усевшись поудобнее в кресло и укутавшись пледом, я открываю семейный альбом и мое сердце замирает… Передо мною пожелтевшие от времени фотографии и молодые лица до боли знакомых людей.

Я внимательно всматриваюсь в них, а потом начинаю думать о том, как бы сложились судьбы моих родственников, если бы не было войны. Война коснулась и нашей семьи. А семья у нас очень большая: в дедушкиной семье было 12 детей и в бабушкиной трое.

К сожалению, из семьи моего дедушки остались только мои дяди, тети и троюродные братья и сестры, а мой родной дедушка Гриша умер год назад. Если бы он был жив сейчас, то я могла бы слушать долгими зимними вечерами о том времени, когда наши дедушки и бабушки были совсем ещё юными, и дедушка обязательно пел бы песни своей юности и молодости… Он, мой дедушка, и научил меня петь! А бабушка научила петь песни военных лет.

Я перелистываю еще одну страницу альбома. На ней изображена моя мама, бабушка и прабабушка, которая, сидя на большом пне около двора, держит на руках новорожденную меня. У меня текут слезы по щекам. Я помню прабабушку Ульяну, помню запах молочного киселя, который она часто варила, помню русскую печь, на которою она разрешала нам забраться и немножко полежать… У нас с сестрой аж дух захватывало, когда мы взбирались на печь.

И вот еще одна страница перевернута. Моя бабушка уже очень сильно плохо видит, но этот фотоснимок она узнала, только прикоснувшись к нему. Это ее Папа! Он ушел на фронт и не вернулся, он числится без вести пропавшим.

Немного помолчав, моя бабушка снова и снова начинает рассказ о том дне, когда в небе появились немецкие самолеты, и началась бомбежка. Их трое детей, а моя бабушка самая старшая, ей было лет десять. Было очень страшно, рассказывает бабушка, снаряды падали вокруг, самолеты в небе «ревели», люди бежали в суматохе кто куда, и вдруг, кто-то повалил их на землю и лег сверху. По морщинистым щекам бабушки потекли слезы и, улыбнувшись, она заканчивает свой рассказ: «Вокруг все гудит, «ревет», земля содрогается, а нам, детворе, не страшно, потому что рядом Мама!»

Альбом слишком большой и у каждой фотографии есть своя история, свой рассказ… С любовью и трепетом в душе, пытаясь сохранить в памяти для своих детей и внуков то, что поведала мне моя бабушка, я закрываю альбом и бережно возвращаю его на место.

Была ли хоть одна семья, которую не коснулась та Великая и страшная война? Уже нет на стенах портретов погибших солдат. Но я надеюсь, что в каждой семье есть такие альбомы, где хранят память о тех, кто не вернулся с войны, о тех, кто, уцелев, достойно прожил отпущенные им годы.

Сегодня, на фоне этой незатихающей памяти о таких страшных уроках истории, совсем не укладывается в моем сознании, как могло случиться, что в моем родном городе снова слышен запах войны?!. Неужели есть люди, которые смогли забыть ужасающие уроки не такого уж далекого прошлого? Я снова протягиваю руку к альбому с фотографиями своих близких, сполна расплатившихся своими судьбами за мое и Ваше счастье и слезно молю: «Остановитесь!»