Найти в Дзене
Александрина Йоост

История и народ

Сегодня в огород россиян, всех без разбору, летят уже не только камни, а целые булыжники, и стало чуть ли не модным обязательно сказать о нас какую-нибудь гадость. Однако, раньше всех всё устраивало и мы дружили странами, и даже континентами. А тут, вдруг, после определенных событий, все стали выискивать плохие национальные черты, приплетать даже то, чего нет. Нам пророчат быть изгоями, людьми второго сорта. Низвергнуты все признанные авторитеты, опорочены таланты, всячески пресекается умная и светлая мысль. Я совершенно не хочу оправдываться, пусть это делает власть и зомбированные граждане, но меня заинтересовало, может и правда есть в нас что-то, что отличает от других наций? Что-то порочное, низкое? Вроде бы все люди как люди. У любых наций есть люди порядочные и не очень. Есть честные и вороватые, есть душевные и черствые, всякие есть. И, как мне кажется, от нации это мало зависит. Конечно, существуют отличия, свойственные только конкретному народу, и это, вероятно, имеет отношение скорее всего к культуре. Почему вдруг из нас стали лепить изгоев? Мне понятны предъявляемые претензии, но всем известно, что от нас ничего не зависит. У нас, у тех, кто находится в стране, кто не уехал и продолжает здесь жить, на сегодня связаны руки и зашит рот. Возможно если бы раньше... Вот тут и надо заглянуть в историю.

Взяла в руки первое, что попалось в руки. Это оказалась книга Эдварда Радзинского "Русские цари". Буквально с первых же строк появилось недоумение, некоторое смятение и удивление. Подозреваю, что автор, одновременно с историческими данными, высказывает и личное мнение, но, к сожалению, он не дает ссылок на используемые первоисточники, что и вызывает недовольство критиков. По отдельным выдержкам, которые показались мне очень интересными, вполне отчетливо складывается дух времени и основные черты русского народа, формируемого этим временем. Некоторыми из них я решила поделиться с вами.

Что бы не происходило, В России скорее могли представить страну без народа, чем без царя.

Основной урок Истории заключается в том, что люди не извлекают из Истории никаких уроков

Русские не понимают доброты, здесь надо править или кнутом, или топором, только тогда здесь все довольны

Чернь уже разбирала поленья строившегося Исаакиевского собора, готовясь приступить к разгрому столицы, и, главное, к желанным грабежам.

Николай относился к России, как учитель к вечно жаждующим нашкодить детям. Он был очень строг и заботился, чтобы дети не очень взрослели. Так ими удобнее было управлять.

Как писал в своем дневнике критик и цензор А. Никитенко: "... время Николая I убивало в человеке талант и энергию, заставляло понять, что единственная мудрость у нас - это молчание и терпение".

Кроме создания тайной полиции, Николай создал еще один великий вклад в создание тоталитарного государства. При нем была создана идеологическая формула, которая переживет империю:"Самодержавие, Православие и Народность, вот три кита, на которых должна стоять Россия".

Народность - это казалось смешным в империи, где все высшее общество говорило по французски и самую влиятельную часть двора составляли исключительно немецкие фамилии. На самом деле это было великое изобретение. Рабскому, покорному обществу была дана необходимая игрушка - великая гордость. Страна крестьян-рабов, которых можно было продать, купить, проиграть в карты, была объявлена светочем цивилизации. В многочисленных сочинениях писалось о неминуемом крахе гнилой, устаревшей Европы, в которую только Россия сможет влить свежую кровь.

Самодержавие объявлено главной причиной несравненного величия России. Русский народ - народ великих царей, русский царь - наследник царей библейских.

Создавая империю большевиков, Сталин скажет*"Русскому народу нужен Бог и царь". И состоится великий парадокс - созданная русскими радикалами, империя большевиков станет удивительно напоминать империю ненавистного им Николая I!

Все делается напоказ, для императора. Чтобы государь приехал, сказал: "Хорошо", -и уехал, раздав награды.

Оглядывая русскую историю, Чаадаев поставил свой страшный диагноз:"Если мы движемся, то как-то странно:вкривь и вбок.Если растем, то никогда не расцветаем. В нашей крови есть нечто, препятствующее всяком истинному прогрессу".

Чтобы изменить несправедливое мнение Европы о России был приглашен французский маркиз Кюстин для изучения и написания книги. По наблюдениям Кюстина:

В России царствует ...." дух лакейства, объединяющий знатных вельмож с их собственными слугами" и поразительное сочетание в придворных "лакейства и барской заносчивости".

" ...Лгать здесь - значит охранять престол, говорить правду - значит потрясать основы", - писал маркиз Кюстин.

Наряду с властью императора уже существовала власть взятки.

Роман еще не дочитан, но основные черты уже неумолимо проявляются. Конечно, чтобы делать выводы, одного романа не достаточно. Будем читать. Но, чтобы не утомлять моего дорогого читателя, свое личное мнение и выводы от изложенного, я размещу в другой статье. Мне тоже есть, что сказать. А пока довольствуйтесь Радзинским, у которого, кстати, тоже есть свой канал в Дзен.

картинка из яндекс.картинки