Мы живём в мире, когда мораль уходит на второй план. Количество выявляемых преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних растёт, но общество нередко безжалостно к пострадавшим от педофилии. Легче свести случившееся к короткой юбке или воскликнуть «Куда родители смотрели?», чем осознать, что беда рядом.
И она может постучаться в любой дом. И только неравнодушие взрослых способно уберечь детей – своих и чужих – от непоправимого.
За закрытыми дверями
Детский омбудсмен Карелии Геннадий Сараев подтвердил, что в настоящее время выявленных преступлений против детства, немало: «Есть рост. Хотя, возможно, он связан с тем, что подобные преступления перестали быть табуированными. Пострадавшие дети верят, что злодеев накажут и открываются кому-то из взрослых, что-то просачивается в соцсети, некоторые пострадавшие повзрослев, рассказывают о совершенном против них в детстве преступлении … Случаи разные, возраст пострадавших разный и районы, где совершаются преступления, тоже разные».
Фото: Людмила Корвякова
При этом зачастую о произошедшем знают лишь в узких кругах.
«Я искренне рад тому, что большинство преступлений не получает широкой огласки и не попадает в СМИ или в соцсети. Именно закрытость позволяет не навредить ещё больше несовершеннолетним пострадавшим, не превратить в ад жизнь их близких и не превратить в изгоев членов семьи преступника», – уверен уполномоченный по правам ребёнка в Карелии.
Не сделать хуже
Но порой огласки всё-таки не удаётся избежать. Так, в одном из районов Карелии, недавно в мессенджеры попало видео, на котором зафиксировано преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетних.
«В отношении подозреваемого возбуждено уголовное дело, он находится под стражей. Доказательств на сегодняшний день хватает, чтобы завершить дело судом и обвинительным приговором. Когда подозреваемого взяли, то отрицать вину он не стал.
Но для нас сейчас самая главная задача – уберечь пострадавших – от необдуманных действий взрослых и от негативных действий сверстников. Пострадавшим подросткам и так приходится нелегко, им нужны принятие и поддержка, вместо осуждения и отвержения.
К сожалению, любой ребёнок может оказаться в зоне пристального внимания человека, склонного к педофилии или извращениям. И задача родителей – быть внимательными к детям, знать, с кем они проводят время и вовремя распознать беду», – считает Геннадий Сараев.
Коллективная ответственность
В уязвимой ситуации оказались не только подростки и их близкие, но и семья подозреваемого, на которую тут же стали возлагать ответственность за случившееся. «Досталось» и общеобразовательной организации, где учились пострадавшие и которая, по словам детского омбудсмена, по умолчанию чувствует вину. Хотя справки о судимости и состоянии здоровья подозреваемого в сексуальном преступлении не дают никаких оснований подозревать его в склонности к противоправным деяниям.
Естественно, под самое пристальное внимание общественности попали и семья подозреваемого и пострадавшие дети, а также их родные. Нашлось немало желающих дать оценку происходящему, найти крайних, ведь дыма без огня не бывает?
Чтобы снизить урон, нанесённый несовершеннолетним, в том числе оглаской, с самых первых дней с ними работал психолог, но как показывает практика, без поддержки общества, пострадавшим сложно пройти путь следственных действий и судебного разбирательства.
Детский омбудсмен пояснил следующее: «Все опросы и следственные действия с участием несовершеннолетних проводились под присмотром специалиста. В самом начале это был местный психолог, затем к работе присоединились психологи республиканского Центра диагностики и консультирования. При этом стоит отметить, что у психологов и следователей разные задачи, но они понимают, что защитить психику детей крайне важно».
Страшные последствия невнимания
В подавляющем большинстве случаев педофилы выбирают в качестве жертв детей, которым не хватает принятия. элементарной заботы, внимания родителей, у них часто есть трудности с друзьями среди сверстников.
«Необходимо понимать, что в руки педофилам попадают дети, которые не чувствуют поддержки родных, у которых не сформированы доверительные отношения с родителями, которые не ощущают, что нужны своей семье и часто предоставлены сами себе. Таких ребят, в особенности, если речь идёт о подростках, можно увидеть в позднее вечернее время на улицах и торговых центрах, где они «тусуются» со сверстниками, только бы не возвращаться домой, где им не рады.
Фото: М. Иванова
Далеко не всегда речь идёт именно о неблагополучных семьях. Бывает и так, что мама, к примеру, просто пытается устроить личную жизнь, отец появляется в жизни ребёнка редко. В лучшем случае ребёнок возвращается домой хотя бы по вечерам, максимум интереса к нему – это проверка домашних заданий и то формально», – пояснил уполномоченный.
В любом случае, если самым важным людям в жизни ребёнка нет до него дела, то может появиться другое заинтересованное лицо – «добрый человек», который будет делать всё, чтобы показать, что его любовь к ребёнку искренняя, хоть и далеко не платоническая.
Подарки и молчание
Очень часто, чтобы удержать ребёнка в отношениях за гранью нормальности, педофилы используют технологию «задаривания». Действуют осторожно: сначала картинки 18+, затем предложение попробовать, подарки, покупка желанных вещей. Иногда злоумышленник просто предлагает деньги за «любовь». Такие случаи в Карелии тоже были.
«В одном из населенных пунктов Карелии пострадавшими оказались подростки, длительное время поддерживающие не совсем дружеские отношения с пожилым односельчанином. О происходящем местное сообщество узнало, когда видео весьма специфического содержание стало распространяться в мессенджерах. К сожалению, его успели посмотреть многие, хотя даже распространение подобного контента в соцсетях является уголовно наказуемым преступлением, не говоря уже о хранении подобных роликов на телефоне или компьютере…
В нашем случае подозреваемый тоже откупался от несовершеннолетних подарками. Родители, даже если видели какие-то новые вещи, сильно не допытывались, откуда они появились», – сообщил детский омбудсмен.
Пострадавшие дважды
Уполномоченный по правам ребёнка очень часто не знает, как достучаться до родителей.
«Если говорить начистоту, то у меня нет волшебной таблетки, которая бы заставила родителей интересоваться своими детьми, быть внимательными, стараться искать с ними общий язык. В крайних случаях подобной «халатности» приходится прибегать к ограничению родительских прав. Иногда это заставляет родителей задуматься и изменить ситуацию. Ребёнок не должен справляться в одиночку со всеми рисками и угрозами этого мира.
Но когда непоправимое произошло, то важно сделать всё, чтобы дети, которые уже пострадали, не стали изгоями. Нередко несовершеннолетние, ставшие жертвами насилия, осознают весь ужас случившегося лишь в более зрелом возрасте, а в юности – делают выводы, исходя из реакции взрослых. Иногда «неправильные» примеры дети видят в своем окружении, иногда преступнику удается убедить их, что то, что происходит, совершенно нормально», – объяснил Геннадий Сараев.
Так, одно из преступлений, произошедшее в приемной семье, было выявлено лишь спустя 8 лет после того, как всё случилось. Приёмный ребёнок осознал, каким неправильным вещам подвергался и нашёл в себе силы, уже будучи совершеннолетним, добиться справедливости. По мнению детского омбудсмена, это тяжёлый процесс. По сути – повторная травма, когда человек заново переживает всё, что с ним произошло.
Стигматизация и дискриминация
«Общество жестоко к пострадавшим. Они подвергаются дискриминации. В работе с такими случаями мы с этим неоднократно сталкивались. А порой – доходит до откровенной травли пострадавших. Каждый хотя бы раз слышал, как о какой-нибудь девочке, ставшей жертвой изнасилования, говорят «сама виновата». И да, подобные выводы взрослые люди могут сделать, основываясь на том, что девочка не носит длинные юбки в пол или курит. На пострадавших часто возлагают вину за то, что с ними произошло. Их унижают и оскорбляют.
Иногда накал достигает пика. И родители пострадавшей стороны переезжают вместе с ребёнком. Иногда ребёнок некоторое время живёт у родственников. Если есть признаки социального неблагополучия, то ребёнка помещают в центры помощи детям или другие учреждения такого рода» », – рассказал уполномоченный.
Но давят не только окружающие. Порой давление оказывают родственники подозреваемого в педофилии, которые до последнего не могут поверить в виновность дорого человека.
«Я не раз был свидетелем того, что ребёнка обвиняли во лжи, ссылаясь на то, что несовершеннолетний пострадавший не ладил с подозреваемым. Даже сталкивался с попытками запугивания ребёнка. Но даже в таких случаях благодаря тому, что не было широкой огласки, не было и публичного обвинения. Всё оставалось в узком кругу, потому что семья преступника даже во время расследования не хотела предавать огласке случившееся. И это помогало защитить и ребёнка в том числе. В одном особо сложном случае во время следствия преступник и пострадавшая сторона жили рядом…
Для меня всегда важно, чтобы зло было наказано, и, я считаю, что наказание неизбежно, но ни в коем случае ребёнок во время следственных действий и суда не должен пострадать ещё сильнее», – уточнил чиновник.
Педофилы в соцсетях
В современном мире огромную опасность для несовершеннолетних представляют соцсети. Уже ни для кого не секрет, что очень часто педофилы пытаются подобраться к детям именно через интернет. И пандемия, когда у многих несовершеннолетних появились свои, не подконтрольные взрослым аккаунты, сыграла с семьями злую шутку.
Ранее мы уже рассказывали о случае, когда второкласснице от лица девочки стал писать осуждённый, отбывающий срок в вологодской колонии. Он выманил у ребёнка фотографии интимного характера, а затем начал шантажировать школьницу. К счастью, о происходящем узнала мама.
Но этот пример далеко не единственный…
«Был случай, когда преступник путешествовал по разным городам, заселялся в гостиницу, смотрел в соцсетях, какие школы есть поблизости, а затем искал учащихся. Просматривал открытые страницы детей, соответствующие определённым параметрам. В частности, искал несовершеннолетних, у которых есть группы 18+, а потом писал им, скрывая своё истинное лицо. Последствия были плачевными. Я уже не знаю, когда родители научат своих детей одному простому правилу – не общаться в соцсетях с теми, кого дети не знают в реальной жизни!» – дал совет детский омбудсмен.
Иногда вещи из ряда вон происходят по вине самих подростков. Когда кто-нибудь, якобы дурачась, делает неподобающее фото и начинает шантажировать сверстников, запечатлённых на фото. Причём дети становятся объектом травли. А отвечать за это придётся родителям, опекунам.
Фото: Людмила Корвякова
И именно взрослые должны помогать детям пережить неприятный опыт, нанесённую травму. Так ли важно, что это чужой ребёнок, если он плачет?
Текст: Ксения Сорокина