Добрый день!
Во втором этапе совместных кинопостановок советских кинематографистов с зарубежными странами рассмотрим картины, снятые во время Великой Отечественной войны и в послевоенный сталинский и постсталинский период (июнь 1941 - по 1955 год).
В воскресенье утром, в самый длинный день в году, 22 июня 1941 года в 03 часа 55 минут 4,5-миллионное полчище германских солдат и войск их сателлитов (Италии, Венгрии, Румынии, Финляндии) на всей протяжённости от Балтийского до Чёрного морей перешло границу СССР. Началась Великая Отечественная война Советского Народа против нацистских захватчиков. Киностудии на митингах приняли решения остановить постановки неактуальных картин, завершить и выпустить на экраны уже практически готовые фильмы, продолжить постановки т.н. "оборонных" фильмов, быстро начали создавать короткометражные игровые фильма, объединённые в "Боевые киносборники", уникального явления в мировом кинематографе. К концу 1941 года крупнейшие киностудии СССР были эвакуированы из Москвы, Ленинграда, Минска, Киева, Одессы, Ялты на Восток страны и объединились с национальными киностудиями среднеазиатских республик. Резко сократилось производство полнометражных художественных фильмов (примерно на 60 %, с июня 1941 года по декабрь 1945 года - за 4,5 года на экраны страны вышло около 100 новых советских художественных фильмов, включая среднеметражные и фильмы-концерты, в то время, как в последние предвоенные годы выпускалось ежегодно в среднем 60 полнометражных художественных фильмов), одновременно были созданы группы фронтовых кинооператоров (на всех фронтах, в военно-морских флотах, в военно-воздушных силах, в партизанских отрядах, кинохроникёры работали и в тылу). На основе фронтовой кинохроники, снимаемой кинооператорами с риском для жизни, создавались регулярные и тематические киножурналы, короткометражные и полнометражные документальные фильмы. (Опыт создания фронтовой кинохроники у русских кинематографистов уже был - хроникёры снимали события русско-японской войны 1904-1905 годов, Первой Мировой войны 1914-1918 годов, Гражданской войны и интервенции в России 1918-1920 годов). Это было очень важное, необходимое дело. Население СССР (как на фронте, так и в тылу) получало информацию только по радио, из газет и кинохроники, которая показывала правду о боевых действиях на фронте и работу в тылу.
После окончания боевых действий в мае 1945 года в Берлин прибыла комиссия Комитета по делам кинематографии в составе Иосифа Маневича, Михаила Хрипунова и других, в задачу которой входили отбор и вывоз фильмов из собрания рейхсфильмархива в качестве трофейных. Причём привезены были не только немецкие, австрийские и итальянские картины, как планировалось, но и французские, английские, американские, испанские и даже португальские фильмы. Из множества фильмов, привезённых комиссией в Москву для проката в СССР было выбрано не много - порядка 150 названий, тем не менее с 1946 по середину 1950 годов "трофейные фильмы" спасли кинопрокат, да и дали немалую прибыль восстанавливающейся стране.
После Победы над Германией Советскому Союзу достались большие запасы многослойной цветной киноплёнки "Agfacolor Neu" на складах компании. Кроме того, вывезенные по репарациям оборудование и технологии стали основой для запуска производства собственных многослойных киноплёнок типа "Sovcolor".
Этап второй (июнь 1941 - 1954). Что было в это время? Освобождение
Европы и разгром Советскими войсками германского нацизма, разгром Советской армией японской квантунской армии и освобождение от оккупантов Восточного Китая и Корейского полуострова, восстановление жилья, сельского и промышленного хозяйства в разрушенных войной странах. Установление народной власти под руководством демократических антифашистских сил в государствах Восточной Европы, освобождённых Советскими войсками. Мировое признание ведущей роли Советского Союза в разгроме фашизма (за время войны 18 государств мира установили с СССР дипломатические отношения), с целью укрепления мира между народами создана Организация Объединённых Наций под руководством пяти Стран-Победителей: СССР, США, Великобритании, Франции и Китая. По требованию СССР еврейская нация, как наиболее пострадавшая в гитлеровских концлагерях, приобретает собственную государственность - создаётся Государство Израиль. Несмотря на желание руководства СССР создать на землях разгромленной Германии под контролем (управлением) ООН единое государственное образование, создаются два оккупированных Странами-Победителями государства: Федеративная Республика Германии (оккупация США, Великобритании и Францией) и Германская Демократическая Республика (оккупация СССР), сам Берлин был разделён на четыре зоны оккупации - США, Великобритании и Франции (государственное образование - Западный Берлин), СССР (государственное образование - Восточный Берлин). Создаются противоборствующие военно-политические блоки - NATO (организация Североатлантического договора) (1949, под руководством США) - Варшавский договор (1955, под руководством СССР), тем не менее, после многочисленных споров, политических и юридических, после согласования послевоенных границ государств, противоположенным блокам удаётся договориться о мирном сосуществовании.
При активной помощи Советских кинематографистов в Улан- Баторе работала национальная киностудия "Монголкино" (с 1943 по 1945 год художественным руководителем студии был Юрий Викторович Тарич), во время войны на территории СССР на базах национальных армий, вместе с Красной Армией боровшихся с фашизмом, создавались новые народные кинематографии Польши и Чехословакии. Сразу после войны Советский Союз помог технически и творчески создать (или восстановить) национальные киностудии в освобождённых государствах: Австрии, Албании, Болгарии (с 1949 года по 1955 год художественным руководителем Софийской киностудии работал Сергей Дмитриевич Васильев), Венгрии, Германской Демократической Республики (Восточной Германии, в 1946-1950 годах художественным директором и председателем Совета директоров ДЕФА работал антифашист, гражданин СССР Ганс Клеринг), Польши, Румынии, Чехословакии, Югославии.
*Жирным выделены художественные (игровые) фильмы*
ЭТАП ВТОРОЙ (июнь 1941 - 1954).
"Боевой киносборник № 3" {новеллы: "Английские зенитчики" ("АСК-АСК") (Канада), "Мужество" ("ДОТ № 42"), "Антоша Рыбкин"} (1941, РСФСР/Канада, режиссёры Питер Бэйлис, Борис Барнет, Константин Юдин);
"Боевой киносборник № 6" {новеллы: "Женщины воздушного флота" (Великобритания), "Ненависть", "Пир в Жермунке", "Боевая песня о славе русского оружия"} (1941, РСФСР/Великобритания, режиссёры Фрэнсис А. Сирл, Владимир Юренев, Всеволод Пудовкин, Михаил Доллер, Владимир Вайншток);
"Разгром немецких войск под Москвой" (1942, РСФСР, режиссёры Илья Копалин, Леонид Варламов, фронтовые операторы Иван Беляков, Георгий Бобров, Теодор Бунимович, Владимир Ешурин, Павел Касаткин, Роман Кармен, Анатолий Крылов, Алексей Лебедев, Борис Макасеев, Борис Небылицкий, Алексей Сёмин, Василий Соловьёв, Мария Сухова, Михаил Шнейдеров, Виктор Штатланд, Семён Шер, Александр Щекутьев, Александр Эльберт. Фильм о битве за Москву, интересен тем, что план съёмок впервые согласовывался с планом генерального наступления Красной Армии. На основе материала фильма советско-американское общество "Арткино Пикчерс" создало адаптированную специально для американского зрителя картину "Moscow strikes back" ("Москва наносит ответный удар") (сценаристы Альберт Мальц и Эллиот Пол, монтажёр Славко Воркапич, диктор Эдвард Г. Робинсон, композитор Дмитрий Тёмкин, продюсер Николя Наполи). Фильм удостоен Сталинской премии Первой степени за 1941 год, премии Национального совета кинокритиков США за документальный фильм в 1942 году, премии "Оскар" в 1943 году;
Советско-американское акционерное общество "Арткино пикчерс" выступило продюсером создания документальных фильмов, основанных на кинохронике, снятой советскими фронтовыми операторами и предназначенными для показа в кинозалах США: "Москва наносит ответный удар" ("Moscow strikes back"),"Советская власть" ("Soviet authority"), "Наш русский фронт" ("Our russian front") и "Русские на войне"("Russians at war");
На Куйбышевской студии кинохроники для зарубежного зрителя на студии создавались специальные киножурналы "СССР на экране", которые отправлялись союзникам - в Великобританию и США. В 1942 году на студии были произведены фильмы на экспорт -"Героический Севастополь", "Парад польской части";
"Его зовут Сухе-Батор" ("Сүхбаатар", "ᠰᠦᠬᠡᠪᠠᠭᠠᠲᠤᠷ") {1942, РСФСР/Узбекская ССР/Монголия, режиссёры Александр Зархи, Иосиф Хейфиц. *Дамдины Сухэ-Батор (1893-1923)-монгольский революционер, один из основателей Монгольской Народной Республики*};
"Иран" ("ایران ") (в сентябре 1941 года английские и советские войска заняли Иран во избежание установления в стране профашистского режима) (1942, РСФСР/при содействии Ирана, режиссёры Иосиф Посельский, Антонина Кирюхина, операторы Иван Сокольников, Виктор Штатланд, Мария Сухова. В фильме рассказывается об истории, быте и культуре древней страны);
"Наш русский фронт" ("Our Russian Front") (1942, США, режиссёры Йорис Ивенс, Льюис Майлстоун, продюсеры Йорис Ивенс, Льюис Майлстоун, Джордж Л. Джордж. Фильм создан на основе съёмок советских фронтовых кинооператоров Ивана Белякова, Владимира Ешурина, Романа Кармена, Дмитрия Рымарева, Марка Трояновского, Аркадия Шафрана);
"Наша союзница Америка" ("Оur ally Аmerica") (1942, РСФСР/США, режиссёр и редактор Пера Атяшева. Фильм смонтирован на основе американской кинохроники: будущие летчицы проходят по Нью-Йорку; американские моряки в гостях у киноактрис; учебная воздушная тревога в Нью-Йорке; президент США Ф. Д. Рузвельт выступает в Белом Доме; парад американских войск на территории Англии);
Во время Великой Отечественной войны в Туве были созданы фильмы: "Хроника об участии тувинских добровольцев в Великой Отечественной войне, о помощи Тувы фронту", "Хроника о поездке на фронт делегации Тувинской Народной Республики третьим эшелоном подарков", "Приезд тувинской делегации" (в СССР) (операторы Т. Бунимович и М. Беров), "Тува" (оператором А. Г. Щекутьев) "Тувинский народ - Красной Армии" (1942, оператор Александр Щекутьев), "Путь воина", "Битва за Ровно", "Славная годовщина" (празднование 22-й годовщины со дня образования Тувинской Народной Республики, 1943, режиссёр-оператор Борис Макасеев), "Чоннун оглу" ("Сын отечества") - киноочерк по сценарию народного писателя ТНР С. К. Тока, посвящённый боевому пути Героя Советского Союза танкиста Хомушку Намгаевича Чургуй-оол.
"Монголия - фронту" (1943, РСФСР/Монголия, режиссёр М. Славинская, главный оператор В. Придорогин);
"Монгольский народ - Красной армии" (1943, РСФСР/Монголия, режиссёр И. Сеткина-Нестерова, операторы И. Беляков, С. Гусев, А. Лебедев, Б. Бурт, И. Сокольников);
"Присягаем земле польской" (1943, Польша/РСФСР, режиссёр Александр Форд, оператор Станислав Воль);
"Семена Свободы" ("Seeds of Freedom") (1943, США/РСФСР, режиссёры Сергей Эйзенштейн, Ганс Бюргер, сценаристы Нина Агаджанова-Шутко и Альберт Мальц, операторы Эдуард Тиссе и Уильям Дж. Келли, продюсер Уильям А. Шекли, производство кинокомпании "Potemkin Company". Проект, в котором удивительным образом переплелись архивная съемка фильма "Броненосец "Потемкин" и документальные кадры обороны Одессы во время Великой Отечественной войны. Американские актеры с помощью закадрового голоса проводят параллели между этими двумя событиями - борьбой против нацистов в 41-ом, как она изображена глазами военного оператора, и поддержкой революции против Царя в 1905-ом, как ее видел Эйзенштейн, - в конце соединяя их идеологически в единое целое, в борьбу против захватчиков и узурпаторов, в освободительных поход против поработителей);
"Фернихтунгс-лагерь Майданек - кладбище Европы" ("Кладбище Европы", о заседании советско-польской комиссии по расследованию нацистских преступлений) (1944, РСФСР/ Польша, режиссёры Р. Кармен, А. Форд, оператор: С. Боль, А. Форберт, О. Самуцевич, Р. Кармен, В. Штатланд, А. Софьин);
"Монголия" (1945, Монголия/РСФСР, режиссёр Юрий Тарич);
"German Concentration Camps Factual Survey" ("Фактический обзор немецких концлагерей", 1945, Великобритания/США, режиссёры Сидни Бернштейн, Альфред Хичкок, Сергей Нолбандов, использованы съёмки советских, британских, американских фронтовых кинооператоров. В фильме рассказывается о зверствах нацистов, творимых в концентрационных лагерях, показаны десять концентрационных лагерей, в частности, крупнейшие - Берген-Бельзен, Дахау, Бухенвальд, Освенцим, Майданек. Ужасающие хроникальные кадры снимались сразу после их освобождения, на плёнку сняты, в частности, признания нацистских преступников Фрица Кляйна и Йозефа Крамера, сделанные на фоне тел уничтоженных нацистским режимом людей. Камеры фронтовых кинооператоров зафиксировали груды мёртвых, а также голодающих выживших и сгоревших останков в печах крематориев, показали груды вещей жертв, зубы и мешки с волосами в лагере Майданек);
"Болгария" (1946, РСФСР/Болгария, режиссёры Р. Григорьев, Ю. Арнаудов, операторы А. Левитан, В. Соловьёв, А. Сологубов, К. Дупленский, П. Касаткин, Е. Лозовский);
"В горах Югославии" ("У планинама Југославије") (1946, РСФСР/Югославия, режиссёры Абрам Роом, Эдуард Тиссе. Бойцы Югославской народно-освободительной армии, выросшей из партизанских отрядов и руководимой маршалом Иосипом Броз Тито, громят врага, освобождая все новые города и села. Советские танки входят в Белград);
"Они не скроются" ("Убийцы среди нас"- "Die Mörder sind unter uns") [1946, Восточная Германия (Советская зона оккупации)/ при содействии РСФСР, режиссёр Вольфганг Штаудте (при участии Александра Гальперина). Первый фильм, снятый немецкими авторами после окончания войны. Первая попытка осознания катастрофы, в которую ввергла себя и других Германия. Американцы запретили снимать эту картину в своей зоне оккупации];
"Очевидец" ("Augenzeuge") [киножурнал, выпускаемый Германской Демократической Республикой на немецком языке. Выпускался с 1945 по 1980 год, еженедельный. Всего выпущено 2 005 номеров. Инициатором создания киножурнала был Уполномоченный Министерства кинематографии СССР в Германии (назначен 25 апреля 1945 года) Александр Владимирович Гальперин];
"Степные витязи" (" ᠴᠣᠭᠲᠤ ᠲᠠᠶᠢᠵᠢ " - "Цогто-тайджи") (1946, Монголия/РСФСР, режиссёры Минджурийн Болд, Минджурийн Лувсанжамц, Юрий Тарич);
"Последний этап" ("Ostatni etap") {1947, Польша/при участии кинематографистов РСФСР, режиссёр Ванда Якубовская (недавняя узница "лагерей смерти" Освенцим и Равенсбрюк, чудом выжившая). Первый в истории мирового кинематографа фильм, рассказывающий об ужасах нацистских концлагерей и трагедии Холокоста и первый художественный фильм об Освенциме};
"Румыния" (1947, РСФСР/Румыния, режиссёр Василий Беляев, операторы М. Глидер, В. Микоша, Г. Бобров, Ф. Козма, М. Моррей);
"Северная Корея" (" 북한 ") (1947, РСФСР/при содействии Советской администрации в Пхеньяне, режиссёры Б. Небылицкий, М. Славинская, операторы Т. Бунимович, Б. Небылицкий, П. Русанов, А. Кушешвили, С. Киселёв);
"Демократическая Венгрия" (1948, РСФСР/Венгрия, режиссёр Л. Степанова, операторы С. Степанов, Е. Ефимов);
"Новая Албания" (1948, РСФСР/Албания, режиссёр И. Копалин, операторы Ю. Монгловский, Р Халушаков);
"Польша" (1948, РСФСР/Польша, режиссёр Л. Варламов, операторы В. Микоша, В. Цитрон, А. Сёмин);
"Новая Чехословакия" (1949, РСФСР/Чехословакия, режиссёры Василий Беляев, Владимир Влчек, операторы Р. Халушаков, Ю. Монгловский, И. Сокольников);
"Юность мира" (1949, РСФСР/Венгрия, режиссёры Арша Ованесова, Йозеф Киш. операторы Даниил Каспий, Георгий Бобров, Игорь Бессарабов, Дьёрдь Иллеш. О Всемирном фестивале демократической молодёжи и студентов в Будапеште);
"В новом Шанхае" (1950, РСФСР/Китай, режиссёр И. Сеткина, операторы М. Гиндин, В. Киселев, Б. Макасеев, В. Петров, В. Раппопорт, А. Хавчин, Сюй-Сяо-Бин, Су Хэ-Цин);
"Демократическая Германия" (1950, РСФСР/ГДР, режиссёр Н. Садкович, операторы Г. Бобров, И. Бессарабов, П. Касаткин, Д. Каспий, А. Листвин, А. Семин, Э. Ничман, Г. Яворский, А. Байбус, Фадюнц);
"На юге Китая" (1950, РСФСР/Китай, режиссёр И. Лукинский, операторы Н. Блажков, В. Киселев, М. Гиндин, Б. Петров, А. Хавчин);
"Новый Пекин" (1950, РСФСР/Китай, режиссёры С. Герасимов, И. Сеткина, операторы М. Гиндин, В. Киселев, Б. Макасеев, В. Петров, В. Раппопорт, А. Хавчин, Сюй-Сяо-Бин, Су Хэ-Цин);
"Освобождённый Китай" (1950, РСФСР/Китай, режиссёр С. Герасимов, Э. Волк, операторы: Н. Блажков, М. Гиндин, В. Киселёв, Б. Макасеев, Б. Петров, В. Рапопорт, А, Хавчин);
"Победа Китайского народа" (1950, РСФСР/Китай, режиссёры Л. Варламов, И. Лукинский, операторы А. Воронцов, С. Гусев, Л. Зайцев, П. Касаткин, А. Крылов, Н. Лыткин, В. Микоша, Д. Рымарев, А. Сёмин, В. Цитрон, У Бень-ли, Хо Юй-Шень, Ли Ху-А, Сюй Лай, Ли Бинь-Джун, Е Ху-Эй);
"По реке Янцзы" (1950, РСФСР/Китай, режиссёр Е. Свилова-Вертова, операторы Н. Блажков, М. Гиндин);
"Мир победит во всём мире!" (1951, РСФСР/Польша, режиссёры Йорис Ивенс, Ежи Шелюбский, операторы В. Форберт, К. Ходура, Ф. Фукс, С. Крушинский, С. Спрудин, Ф. Средницкий, К. Щетинский, М. Весёлэк. О втором Всемирном Конгрессе Сторонников Мира);
"Монгольская Народная Республика" (1951, РСФСР/Монголия, режиссёр Марк Трояновский, операторы Д. Ганжур, С. Гусев, В. Дэмбэрэл, Е. Яцун, Д. Жигжид, Л. Котляренко, А. Сологубов, М, Трояновский);
"Мы за мир!" (1951, РСФСР/ГДР, режиссёры И. Пырьев, Й. Ивенс, А. Фролов, А. Торндайк, Г. Райш, операторы Э. Андерс, В. Бергманн, Г. Нойман, В. Павлов, В. Микоша, И. Панов, Т. Лебешев, И. Сокольников, К. Бровин, П. Касаткин, И. Бессарабов, Н. Большаков, В. Масленников, А. Крылов, Г. Монгловская, Ю. Монгловский. О Третьем Всемирном фестивале демократической молодёжи и студентов в Берлине);
"Песня великих рек" (1951, РСФСР/ГДР, режиссёры Й. Ивенс, И. Хайскен, И. Менегос, звукооператор И. Гунгер. О Третьем Всемирном фестивале демократической молодёжи и студентов в Берлине);
"Спортивный праздник молодёжи" (1951, РСФСР/ГДР, режиссёры Дмитрий Васильев, Андре Торндайк. О спортивных соревнованиях в рамках Третьего Всемирного фестиваля демократической молодёжи и студентов в Берлине);
"Албания" (1952, РСФСР/Албания, режиссёры И. Копалин, Э. Кеко, операторы А. Селин, Р. Халушаков, Я. Нано, Л. Зайцев);
"За счастье детей" ("Für das Glück der Kinder") (Международная конференция в защиту детей в Вене) (1952, РСФСР/при содействии Австрии, режиссёр Лидия Степанова, операторы Анатолий Колошин, Павел Касаткин);
"По Индии" (1952, РСФСР/при содействии Индии, режиссёр Л. Варламов, операторы А. Сологубов, Г. Монгловская, И. Сокольников);
"Пржевальский" ("尼古拉·米哈伊洛维奇·普热瓦利斯基 ") {1952, РСФСР/Казахская ССР/Китай, режиссёр Сергей Юткевич. Фильм посвящен знаменитому русскому путешественнику Николаю Михайловичу Пржевальскому (1839-1888), руководившему экспедицией в Уссурийский край и четырьмя научными экспедициями в Центральную Азию (1870-1885 гг.)}
"Великий воин Албании Скандерберг" ("Skënderbeu") (1953, РСФСР/Албания, режиссёр Сергей Юткевич);
"Голос народов мира" (1953, РСФСР/Австрия, режиссёр Ф. Киселёв, операторы Д. Каспий, А. Колошин, Ю. Монгловский, А. Хавчин, Вилли Сом, Фриц Коллер, Ханнес Фуке. О работе Конгресса Народов Мира в Вене);
"За мир и дружбу" (1953, РСФСР/Румыния, режиссеры: И. Копалин, Н. Бостан, Т. Лаврова, операторы Д. Каспий, В. Микоша, Р. Халушаков, И. Бессарабов, Ю. Бородяев. О III Всемирном конгрессе молодежи в Бухаресте);
"Румынская Народная Республика" ("Republica Populară Română") (1953, РСФСР/Румыния, режиссёр Леонид Варламов);
"Герои Шипки" ("Героите на Шипка") (1954, РСФСР/Болгария, режиссёр Сергей Васильев. Об освобождении Болгарии от османского гнёта русскими войсками в 1877 году);
"Международный концерт" (IV Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Бухаресте, Румыния) (1954, РСФСР/Румыния, режиссёры И. Копалин, И. Родин);
"По Индонезии" (1954, РСФСР/при содействии Индонезии и Польши, режиссеры И. Посельский, И. Копалин, Р. Григорьев, Е. Боссак, операторы А. Форберт, А. Крылов, А. Левитан, В. Микоша, С. Семенов);
"Спортивные встречи друзей" (1954, РСФСР/Румыния, режиссёры И. Копалин, И.Блидари. Спортивные соревнования в рамках Четвёртого Всемирного фестиваля демократической молодёжи и студентов в Бухаресте);
ЕСЛИ ИНТЕРЕСНО, ПОДПИСЫВАЙТЕСТЬ НА ЭТОТ КАНАЛ!