Найти тему
BFM.ru

ЕС может принять дополнительные меры в отношении Индии для предотвращения закупки российской нефти

   Глава европейской дипломатии Жозеп Боррель.Christine Olsson/TT News Agency/Reuters
Глава европейской дипломатии Жозеп Боррель.Christine Olsson/TT News Agency/Reuters

Жозеп Боррель призывает к санкциям в связи с закупками Индией российской нефти. Глава европейской дипломатии заявил в интервью Financial Times, что ЕС известно о крупных российских поставках в Индию. После переработки нефть продают в Европу, добавил он. Это заявление Боррель сделал в преддверии встречи с министром иностранных дел Индии.

Боррель назвал сложившуюся схему обходом санкций. По его мнению, ЕС должен принять дополнительные меры в отношении Индии, чтобы предотвратить закупки. И что любой механизм, который позволит сократить продажу российской нефти, должен быть реализован национальными властями стран Евросоюза.

Financial Times отмечает, что Индия стала одним из крупнейших покупателей российской сырой нефти после начала спецоперации на Украине. Индия получает прибыль в большем объеме за счет покупки сырья со значительной скидкой, и это пока не нарушает введенные в отношении России санкции. В ЕС не комментируют, будет ли Индия обсуждаться в рамках нового, 11-го пакета антироссийских санкций. Советник по макроэкономике гендиректора компании «Открытие инвестиции» Сергей Хестанов полагает, что ЕС и Индия способны договориться непублично:

— Скорее всего, прямых, жестких санкций применительно к таким странам, как Китай или Индия, по крайней мере, в ближайшее время мы не увидим. Но ни для кого не секрет, что с учетом значительных товарно-денежных потоков не исключено достижение неформальных договоренностей, которые, с одной стороны, не будут называться санкциями напрямую, с другой стороны, весьма заметно сократят закупки российской нефти со стороны индийских, а теоретически, возможно, и китайских компаний. Потому что для этих стран, с учетом традиций их отношений с развитыми странами, прямое формальное введение санкций маловероятно, а реальные ограничительные меры, наоборот, вполне возможны.

— Какой это будет пакет санкций?

— Не имеет значения. Поскольку, скорее всего, ограничения будут неформальными, то и привязывать его к какому-то пакету санкций нет ни малейшей необходимости. Для такого типа стран характерна значимость неформальных договоренностей, когда компании получают устную рекомендацию, которую, с одной стороны, они теоретически могут и не выполнить, с другой стороны, все понимают, что в этих странах невыполнение серьезной устной рекомендации руководства грозит серьезными последствиями. Поэтому, скорее всего, это будут мягкие ограничения без формального объявления об этом. Не исключено, что эти меры потребуют усложнения цепочки поставки, когда между российскими и китайскими компаниями, российскими и индийскими компаниями потребуется ввести еще одного, а то и двух посредников, которые позволят формально вывести эти поставки из-под новых ограничений.

В декабре Евросоюз, страны «Большой семерки» и Австралия ввели потолок цен на российскую нефть в 60 долларов за баррель, в феврале ограничение распространилось и на нефтепродукты. Россия западные санкции сочла незаконными и перенаправила потоки сырья в Азию. В итоге, как пишет Bloomberg, отгрузка российской сырой нефти на международные рынки почти не сократилась, а с апреля по май даже выросла до максимума — в среднем до 3,5 млн баррелей в сутки. И половина этого объема приходится на Индию. Следом идут Китай и Турция. В Европу российская нефть за прошедший месяц почти не поставлялась, сообщает Bloomberg.

В Индии импорт российской нефти в апреле впервые превысил поставки в страну из Саудовской Аравии и Ирака, подсчитали в аналитической компании Vortexa. Нью-Дели не присоединился к западным санкциям, но, как ранее сообщало Bloomberg, Госбанк Индии предупредил местные НПЗ, что не будет проводить платежи за нефть, купленную дороже лимита. Идею Борреля комментирует независимый эксперт Дмитрий Лютягин:

— В отношении именно компаний я считаю, что будет развиваться тематика, связанная с санкциями, потому что применить вторичные санкции к отдельно взятым компаниям и подорвать их бизнес и их бизнес-модели, на мой взгляд, проще, чем выставлять в целом общие санкции на всю страну, на весь сектор, потому что сразу задействуется политика и так далее. В этом ключе более инструментально и действенно работают санкции и боязнь компаний с частным капиталом или компаний со смешанным государственным капиталом. Они опасаются вторичных санкций и невозможности работать на других рынках — европейских, американских. Я думаю, что это реализуемо именно в логике прослеживаемости основных цепочек поставок российской нефти, дальше ее переработка, обработка на территории Индии и отправка в другие страны. Здесь и возникает этот момент, когда ЕС, США и другие страны, которые входят в антироссийскую коалицию, будут уже блокировать эти поставки. Сейчас бизнес-модель для индийцев работает, на мой взгляд, прекрасно.

— Насколько больно это может ударить по нефтедоходам России?

— В зависимости от того, как будет успешно проведена эта операция, связанная с вторичными санкциями и угрозами в отношении индийских компаний. В принципе, мы можем потерять дополнительно 10-15% того экспорта, который сейчас существует.

Международное энергетическое агентство 16 мая заявило, что Москва не выполнила обещанное сокращение добычи нефти, что экспорт нефти и нефтепродуктов из России в апреле достиг 8,3 млн баррелей в сутки. Это максимум с начала спецоперации на Украине.