Нефтегазовые доходы упали к норме
За первые четыре месяца текущего года объём поступлений в федеральный бюджет составил 7,78 трлн руб. Почти 70% (5,5 трлн руб.) пришлось на ненефтегазовые доходы, которые за год даже выросли на 4,8%.
Что касается общей динамики, то в сопоставимый период 2022 г. поступлений насчитывалось 10 трлн руб. Следовательно, за год произошло падение доходов госбюджета на 22%. Основная причина – проседание нефтегазовых поступлений, которые уменьшились на 52%, с 4,8 до 2,3 трлн руб. Данное уменьшение обусловлено сокращением экспорта газа и снижением нефтяных цен на мировых рынках.
При этом нужно учитывать, что в 2021 г. поступлений в госбюджет за первые четыре месяца было 7,5 трлн руб., а в 2020 – 7 трлн руб. Поэтому можно сказать, что результаты по доходам января-апреля 2022 г. были исключением, связанным, прежде всего, с сильным ростом мировых цен на нефть. Например, в марте 2023 г. баррель нефти марки Urals стоил 47,9 долл., а год назад его цена была 89 долл.
После стабилизации нефтяных цен на более привычном уровне, близким к 50 долл. за баррель, картина бюджетных доходов выходит на прежнюю траекторию.
Смотрим на Индию и Китай
Перспективы дальнейшего увеличения нефтяных цен зависит от роста китайской экономики. Ведь в настоящее время именно КНР является крупнейшим в мире импортером нефти.
Китайская экономика, в свою очередь, благодаря внешней торговле, сильно зависит от состояния мировой экономики.
Пока, по прогнозам МВФ и Всемирного банка, мировую экономику ожидает умеренный рост в 2023 в районе 3%. При этом ожидается, что как КНР, так и Индия будут расти опережающими темпами.
Учитывая, что именно эти страны являются крупнейшими покупателями российской нефти, предполагаемый быстрый рост экономик КНР и Индии создает хорошие предпосылки для увеличения нефтегазовой части бюджетных доходов в 2023-24 гг.
При этом нужно учитывать, что нефтегазовая отрасль экономики тесно связана с другими отраслями: банковское кредитование, жилищное строительство, розничная торговля и так далее. Следовательно, ее положительная динамика будет способствовать не только увеличению нефтегазовых поступлений в госбюджет, но и его косвенным образом, за счет роста других макросекторов экономики.
Высокие расходы и дефицит
Что касается бюджетных расходов, то за январь-апрель 2023 г. они достигли 11,2 трлн руб. В результате превышения расходов над доходами образовался дефицит в размере 3,4 трлн руб.
Для сравнения, за сопоставимый период 2020-22 гг. расходы и дефицит выглядели следующим образом (трлн руб.):
Видно, что в 2023 г. образовалась нетипичная картина значительного бюджетного дефицита. И понятно, что она обусловлена расходами, связанными с СВО.
В целом, если брать планы по годовому исполнению бюджета, его доходная часть предполагается в 26,1 трлн руб., а расходная – в 29,9 трлн. Дефицит запланирован в 2,9 трлн руб.
Пока видно, что дефицит выходит за рамки годовых прогнозов. Частично это обусловлено большими авансовыми платежами предприятиям из сферы ВПК, произведенными в начале года.
На 2024 году запланирована доходная часть госбюджета в районе 27,3 трлн руб. Предполагается, что расходы составят 29,4 трлн руб., а дефицит – 2,2 трлн руб. При этом прогнозируется, что общая величина ВВП достигнет 160 трлн руб.