Пасха важный и светлый праздник православных христиан. Светлое воскресенье 1885 г. выдалось двойной радостью для царской семьи. С пасхальными празднествами совпало двадцатилетие супружеской жизни императора Александра III и императрицы Марии Фёдоровны. По такому случаю царю был нужен исключительный подарок для своей жены. Внимание Марии Фёдоровны давно привлекали прекрасные работы молодого ювелира Петера Карла Фаберже. Именно у этого мастера император Александр III и заказал подарок для супруги.
Пасхальным утром Фаберже доставил во дворец сувенир, который казался простым эмалированным яйцом. Но, к восхищению императрицы, внутри оказался золотой желток; в желтке золотая курица, а внутри курицы спрятана бриллиантовая миниатюра королевской короны и крошечное рубиновое яйцо. Восторг Марии Фёдоровны превзошёл все ожидания Александра Александровича.
С этого момента император стал постоянным клиентом Карла Фаберже. Искусному ювелиру была предоставлена полная свобода в дизайне пасхальных сувениров. Единственным требованием заказчика было ежегодное создание уникального пасхального яйца к празднику Светлого воскресения. С непревзойденным мастерством Фаберже выполнял императорские заказы, черпая вдохновение из частной жизни четы Романовых.
В октябре 1894 г. здоровье царя пошатнулось. Александр III умирает в самом расцвете сил, его сын Николай II, восходит на престол. Николай Александрович чтил внутрисемейные обычаи заложенные отцом. Поэтому ежегодный заказ пасхального яйца у Карла Фаберже не стал исключением.
Яйцо ″Ландыши″, подаренное в 1898 г. Николаем II императрице Александре Федоровне, является еще одним потрясающим и оригинальным произведением великого ювелира. Выполненное в стиле ар-нуво, который так любила императрица, его поверхность покрыта гильошированной эмалью розового цвета, украшенной тонкими рядами бриллиантов. Яйцо поддерживают кабриольные ножки из зелено-золотых листьев с бриллиантовыми каплями росы огранки ″роза″. Золотые стебли удерживают жемчужные головки цветов, украшенные рубинами и бриллиантами. Яйцо увенчано рубиновым кабошоном Императорской короны.
Каждую весну императрица Александра наполняла комнаты дворцов прекрасными цветочными букетами. Фаберже знал, что розовый был её любимым цветом, а ландыши — любимым цветком. Да и жемчуг был частым украшением Александры Фёдоровны, так что комбинация драгоценностей в этом яйце привела её в восторг.
Пасхальные имперские сувениры, как известно, содержат сюрприз. Когда жемчужная пуговица с золотой оправой сбоку поворачивается, медленно поднимаются три миниатюрных портрета: царя Николая II в военной форме и двух его дочерей, великих княгинь Ольги и Татьяны. Поворот в обратном направлении автоматически складывает и возвращает миниатюры обратно внутрь яйца. На обороте портретов выгравирована дата 5 апреля 1898 г. Миниатюры написаны Йоханнесом Ценграфом на слоновой кости.
Александра любила это яйцо, и долгие годы выставляла его в своем кабинете в Зимнем дворце. Оно также было показано на Всемирной выставке 1900 г. в Париже. Драгоценный сувенир оставался в императорской семье до самой революции, после чего был продан Эмануэлю Сноумену Варцкому. В 1979 г. его владельцем стал издатель американского журнала Малкольм Форбс.
Форбс собрал впечатляющую коллекцию яиц Фаберже еще при жизни. После его смерти в 1990 г. коллекцию унаследовали его дети. В начале 2004 г. аукцион ″Sotheby's″ прорекламировал предстоящую продажу коллекции из 12 яиц, принадлежащих Романовым. За два месяца до назначенного аукциона все 12 яиц, включая яйцо ″Ландыши″, были приобретены российским бизнесменом Виктором Вексельбергом. В ноябре 2013 г. Вексельберг открыл музей Фаберже в Санкт-Петербурге, где выставлены пасхальные яйца и другие произведения ювелира.