Найти тему
Алексей Святенький

Чужие среди своих: как мои прадеды стали «лишенцами»

Получил очередную порцию документов из госархива Приморского края (спасибо за помощь генеалогу Алексею Корикову). И документы эти сложились в одну из самых неприятных глав моего «генеалогического детектива». Она о том, как в 20-30-е годы целых два поколения моей семьи лишили избирательных прав.

Эксплуататоры и кровопийцы

Все, кто знаком с историей нашей станы, знают о репрессированных и раскулаченных. Но была в 20-х-30-х годах в нашей стране еще одна пораженная в правах категория граждан – так называемые «лишенцы». Об этом нечасто пишут в исторической литературе, но лишение избирательных прав – одно из самых отвратительных явлений в истории советского государства. Итак, что же это за люди - "лишенцы"?

Конституцией 1918 г. были определены неугодные власти социальные группы из старого, отмирающего мира эксплуататоров трудового народа, которые лишались части прав. В обновленной конституции СССР 1925 г. эти категории были расширены и дополнены. Не имели права голосовать священнослужители, кулаки, торговцы, дворяне, бывшие полицейские, царские чиновники, душевнобольные. В первую очередь, они не могли быть избранными и избирать членов городских и сельских Советов.

Наглядное изображение всех пораженных в правах
Наглядное изображение всех пораженных в правах

Казалось бы, лишение права голоса – это еще не расстрел и конфискация имущества. Выборы в Советы все равно носили формальный характер, списки кандидатов «спускались сверху» и утверждались на общих собраниях простым поднятием руки. Что в таком статусе страшного? Но дьявол, как обычно в деталях. Существовала куча дополняющих конституцию инструкций и подзаконных актов, согласно которым «лишенца» могли легко уволить с работы, выселить из дома, не выдавать продовольственные карточки. «Лишенцев» облагали огромными налогами, их детей не принимали в высшие учебные заведения. Но самое мерзкое – в правах поражались и члены семьи, как правило, это были жены «лишенцев». Списки пораженных в правах должны были публиковаться в газетах или на досках объявлений в селах, оглашаться на собраниях.

Владельцы мельницы и кулаки

Такие списки были составлены и в Черниговском районе Приморской губернии, в состав которого входило мое родовое село Монастырище. Местная газета «Черниговский колхозник» в 1930 г. называла Монастырище главным рассадником кулачества в районе. Откуда такое клеймо? Все просто: здесь жило много богатых крестьян, которые приехали в конце 19 в. из западной части страны и своим многолетним трудом смогли превратить эту землю в житницу Приморья.

Та самая "мельница кулака" в представлении местных карикатуристов
Та самая "мельница кулака" в представлении местных карикатуристов

Одними из самых предприимчивых в селе были и мои предки. Прапрадед Павел вместе со старшими сыновьями владел мельницей, а также молочной артелью. Продукцию поставляли во Владивосток и Никольск-Уссурийский. Поэтому в списки «лишенцев» они попали уже в 1924 г., как только в Приморье более-менее устоялись институты советской власти после затяжной гражданской войны и интервенции.

Кооперативная мельница в с. Монастырище. Источник - goskatalog.ru
Кооперативная мельница в с. Монастырище. Источник - goskatalog.ru

В госархиве Приморского края хранятся списки «лишенцев» по Черниговскому и другим районам за 20-30-е г.г. «Отверженные» были в каждом селе. В списках по Монастырищу значится основатель «дальневосточной» ветки нашего рода Павел Святенький, его жена Степанида, три его старших сына с женами. Их «соседи» по списку – священники, чиновники, торговцы и такие же зажиточные крестьяне.

В этих делах есть и указание - по какой статье лишены прав. Мужчины – по ст. 69 пункт «б». Согласно конституции 1925 года, это «лица, живущие на нетрудовой доход, как-то: проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества и т. п.». А вот жены («живущие на иждевении») лишались прав по загадочной для меня статье 15. В конституции 1925 года этот пункт посвящен совсем другой теме, так что буду рад любым разъяснениям от специалистов.

Изгнание из крестьянского рая

В 1930 году в Приморье начинается сплошная коллективизация. Кулакам, да еще и владеющим целой мельницей, в новом прекрасном и справедливом мире места не было. В Монастырище активно идет развитие колхозов, и мельница Святеньких в обобществленном хозяйстве точно пригодилась. Семья был раскулачена.

В документах за 1930 год напротив фамилии прапрадеда стоит пометка «выехал». Они действительно покинули село всей большой семьей. По воспоминаниям брата моего деда, после выселения из Монастырища начались мытарства и переезды – Владивосток, Уссурийск. Конечным пунктом стала далекая деревня Овсянка на севере Амурской области. В эти годы от голода едва не умер мой дед Николай – еще недавно зажиточной семье мельника было нечего есть.

И ведь вышибли же!
И ведь вышибли же!

История категории «лишенец» формально заканчивается в 1937 году с принятием новой конституции. По ней всем без исключения гражданам гарантировались избирательные права. Но унизительное клеймо «изгоя» долго сопровождало таких людей. О факте лишения права голоса еще много лет «лишенцы» были обязаны упоминать в анкетах при приеме на работу, которые очень любило составлять советское государство.

Где искать предков-лишенцев?

К концу 1930-х годов лишенных избирательных прав в СССР набралось более 3 млн человек. Советский аппарат любил создавать списки «изгоев». Самим «отверженным» это, конечно, не нравилось, но вот современным исследователям это помогает пролить свет на многие судьбы.

В основном дела «лишенцев» хранятся в региональных архивах. Если вы знаете, что ваши предки были кулаками, священниками или торговцами, то они практически точно попадали в списки изгоев. Нужно обращаться в архив региона (фонды исполкомов), где произошло лишение прав. Иногда списки лишенцев можно найти и в местных «боевых листках» - районных СМИ.

Но не все «лишенцы» были согласны со своим статусом. Они пытались оспорить его на уровне региона. И если местные власти не восстанавливали человека в правах, то он жаловался выше – во ВЦИК. И вот эти дела хранятся в Государственном архиве РФ. У госархива есть удобная поисковая система по фондам, в том числе и по фонду А5248. Забивайте фамилию, ищите. Если повезло, то можно заказать копию дела. Этот фонд находится в г. Ялуторовске Тюменской области. Запрос туда можно отправить через почту yalarhiv@yandex.ru, указав номер дела с ФИО предка.

Обычно в делах «лишенцев-жалобщиков» из этого фонда хранятся биографии, характеристики, и даже доносы на ваших предков. Если психологически готовы познакомиться с самыми темными страницами истории рода – отправляйте запрос в архив.