Найти тему

Рецепт счастья по-сибирски

Сегодня - Международный день семьи. 15 мая провозглашён Международным днём семьи в 1993 году. С тех пор этот праздник отмечают во многих странах мира. Отметим и мы! 

 

Семейная психология, если ее хорошо проштудировать, может дать некоторые рецепты счастья. Вот некоторые из них: если вы старший ребенок в семье и привыкли заботиться о братьях и сестрах, можете выходить замуж или жениться на тех, кто является младшим представителем другой семьи. Если ищете хорошего "пользователя" чужого труда, выбирайте младшенького по рождению, он с детства привык наслаждаться всем, что ему предлагают старшие. Если нужен человек, способный договариваться, находить компромисс, ищете среднего - он с детства знает, как найти поддержку старших и быть в дружбе с младшими... 

 

Самые устойчивые браки, как утверждают психологи, заключаются между старшими и младшими или наоборот и между детьми, которые являются средними по рождению. Из средних вырастают хорошие менеджеры, они являются впоследствии, после смерти родителей, своего рода "магнитом", притягивающим всех остальных членов семьи... 

 

Эрик Берн, американский психолог, написал книгу, которая впечатлила наших маститых представителей науки психологии. Она называется "Люди, которые играют в игры. Игры, в которые играют люди". В ней он описал все сценарии, по которым люди разыгрывают свой, казалось бы, всегда индивидуальный сценарий жизни. Таких сценариев, считает он, немного. Все человечество живет по определенным правилам, соблюдает определенные ритуалы, каждому из которых есть название. 

Сценарии наших жизней пишут наши родители. И даже в тех случаях, когда мы протестуем и пытаемся переписать навязанный нам сценарий, мы все равно остаемся привязанными к схеме, которую нам рисовали наши мамы и папы... 

 

Передовая во всех отношениях мама может испортить жизнь своему сыну, если не будет верить в него. Техничка, уверенная в таланте своего малыша, сделает для него больше, чем мама-министр. Она вольет в ребенка силы, которые будут питать его всю жизнь. Подарит ему крылья, которые однажды вознесут его над другими людьми... 

Согласно модной восточной философии, перед рождением мы сами выбираем себе родителей. В зависимости от того, насколько честно мы прошли свой путь, насколько полно отработали карму, наша душа, собираясь на реинкарнацию, выбирает семью, в которой ей суждено родиться. 

 

Плохо тому, кто родился в плохой семье. Плохо, если не повезло с родителями. Ведь с ними нельзя развестись. По собственному желанию поменять их на других, лучших. 

Дети - заложники родителей. Их ум, их талант, их характер, их все зависит от родителей. Ну, разве человек будет умным, если предки не "сделали" ему достаточного количества серого вещества в мозгах? Откуда взяться доброму нраву, если гены не ангельские? 

Нам повезло. 

 

Наши родители дали нам все, что нужно для долгой и счастливой жизни - здоровое тело, здоровый дух в нем, пытливый и ясный ум, доброе сердце. 

 

Они дали нам друг друга - каждому по восемь родных братьев и сестер, готовых в любой момент прийти на помощь по первому зову. И, как оказалось, это больше и дороже любых материальных ценностей, оставленных другими родителями другим детям. 

 

Наши родители для нас неразделимы. Как неразделим земной шар. 

 

Деревня Ренчики, в которой мы родились, ничем не знаменита. Тридцать домиков на берегу Иртыша, триста сорок километров от Тюмени. Вагайский район. До недавнего времени там не было дорог, поэтому в дождь можно было добраться до райцентра только на тракторе. На колесном, на гусеничном... 

 

Они ползли по глиняным колеям как по маслу, скользя и сопротивляясь. И седок в кузове трактора считал себя счастливым, потому что двигался - вперед, к намеченной цели. Зимой на дорогу, по которой мы пешком - пять километров - шли в школу, иногда выбегали волки. По весне в деревню забредал как-то медведь, задрал нескольких коров, одну за другой, а потом исчез. Наша деревня летом зарастает крапивой и лебедой. Такого количества крапивы и лебеды я не видела больше нигде. 

 

Глухая провинция, скажут одни. Забытый Богом уголок - другие. Не важно, как назовут, не важно, что скажут. Независимо от приближенности к центру, от географического расположения, от величины и социальной обустроенности населенного пункта, в нем жили и живут еще люди, которые знают, что в мире главнее всего. 

 

Наш отец Алишев Тимерали Шарипович, наша мама Алишева Сайрана Имаметдиновна, и есть те люди. Не читая Эрика Берна, они знали, какой сценарий жизни написать своим детям. Не изучая психологию в академиях, знали, как воспитать в каждом из детей Личность. Научили нас мечтать. Смотреть на мир без боязни. Дали нам крылья, сказали: летите, вы можете! 

 

Можем. Многое можем. Сейчас даже не перечислить всего, чему нас научили наши родители. Косить сено, доить коров, подшивать валенки, вязать, шить и вышивать, ловить рыбу, сажать деревья, убирать урожай, садить, полоть, копать, чистить коровники, носить на коромысле воду, содержать в порядке дом, готовить... Стирать белье втроем по полдня (представляете сколько всего нужно было перестирать на семью в девять детей плюс родители?!), девочкам носить в пятнадцатилетнем возрасте мешками картофель на своих плечах.... 

 

Таскать вручную копна, метать стога, ездить верхом, драть лыко, колоть дрова, кормить скотину, пасти коров, рвать крапиву для гусей, мыть полы, топить баню... Собирать на болотах ягоды, рвать землянику, бить шишки, ползая по огромным кедровым деревьям в Быковском бору... Все, что угодно. Невозможно даже вспомнить все, что мы умели делать с детства. Невозможно. 

 

Сейчас уже и забылось многое. Сидя, как говорит наша мама, с ручкой и телефоном в руках, теряешь многие навыки. Да и к чему людям, давно имеющим по два высших образования - а в нашей семье это почти каждый первый - навыки доярки и скотника, гребца и косца? Но случись что, мы знаем, как подойти к корове, как затопить печь... 

 

А еще, и это самое удивительное, в глухой деревне за сотни верст от цивилизации, мы выписывали журналы "Новый мир" и "Роман-газету", "Юность" и "Вокруг света", "Крестьянку" и "Азат хатын". И "Пионерскую правду", "Мурзилку", "Веселые картинки" для маленьких. 

 

По вечерам, когда не было света (а его не было часто) наш отец рассказывал нам о метких стрелках и лесных людях, читал сказки народов мира. Он знал так много, что нам и сейчас не угнаться за ним. 

Сегодня я точно знаю, что творческие способности, креативность у нас от отца. И широта мировоззрения, и полет фантазии, и даже в каком-то смысле дерзость - от него. Он был нашим идейным вдохновителем, нашим двигателем. Он заразил нас идеей учиться и учиться, и мы не можем остановиться до сих пор. 

 

Сейчас по прошествии времени, мы размышляем, какой же верой в себя и людей надо было обладать нашей старшей сестре Зульфие, чтобы уехать из самой глухой деревни, какая есть, в Тюмень, не имея здесь никого ни из родных, ни из близких, не имея даже самых малых представлений о том, что творится здесь. 

 

Сегодня наша старшая сестра - директор аудиторской фирмы. Она говорит, что преодолела себя благодаря отцовской вере. Он очень хотел, чтобы она поступила в высшее учебное заведение, имела высшее образование (подчеркиваю специально). Вот что помогло ей, деревенской девочке, одной преодолевать свои страхи и комплексы, сделать первые шаги в направлении института, хотя ей казалось, что городские все сплошь умнее и грамотнее, чем она. 

 

Это сейчас, вооружившись данными социологических исследований, проведенных Российской академией государственной службы при Президенте Российской Федерации, мы знаем, что буквально за год обучения в вузе представители сельских школ опережают в знаниях своих однокурсников, закончивших городские. 

 

... Нашего отца нет с нами уже почти тридцать лет. Они прожили с мамой ровно сорок лет. И прожили, как мы понимаем теперь, в большой любви. Отец очень любил всех. Мама вспоминает: будучи комбайнером, отец приходил домой уставший всего на несколько минут пообедать, но не было случая, чтобы он не обнял детей, он даже обедал, посадив на оба колена по ребенку. 

 

-2

Когда умер старший сын Нургали в возрасте тринадцати лет, отец всю ночь перед похоронами держал его в своих объятиях... Что думал он в эти страшные минуты? 

 

Мы не знаем, как удалось пережить такое горе нашей матери. Мы не можем ее об этом спросить... 

P.S. Этот текст я написала много лет назад - к 70-летнему юбилею мамы... Прошло много времени, но я по-прежнему испытываю глубокое волнение, когда перечитываю... Если у вас будут такие же эмоции, поделитесь со со мной, для меня это очень важно! 

 

Продолжение опубликую в среду, 17 мая. В день рождения мамы. Мы вместе отмечаем ее 88-летие. Так что вторая часть публикации - о ней, и не только в честь дня ее рождения.

-3

-4

-5