Найти тему
Заметки пользователя

Теория игры на гитаре. Чтение табов. Виды ладов. Часть 9.

В этой заметке будет говориться о чтении табулатуры и необычных видах гамм. По теме табулатуры сегодня есть очень много информации в интернете, помимо того о том, как читать табы, можно узнать из любого учебника по музыке или курсов по обучению игры на музыкальных инструментах. Поэтому при затруднении с определением какого-нибудь символа, можно обратиться к интернет и найти там ответ на любой вопрос. Здесь же о чтении табулатуры можно рассказать коротко в плане рассмотрения темы из серии заметок по музыкальной теории игры на гитаре.

Табулатура

Табулату́ра (позднелатинское tabulatura, от средне-векового латинского tabula — таблица, схема) — это тип музыкальной нотации, схематическая запись музыки для клавишных (органа или клавесина), струнных (лютни, виуэлы, гитары) и иногда духовых инструментов. Табулатура оперирует элементами музыкального инструмента (клавишами, струнами, ладами). Для упрощения записи в табулатуре применяются буквы, цифры и специальные символы.

В гитарных табах отображены шесть горизонтальных линеек, где верхняя линейка обозначает 1-ю струну, а нижняя — 6-ю. Цифрами на линейках обозначаются лады, на которых прижимаются струны. Сверху могут отображаться ноты, соответствующие звукам, которые играются по табулатуре.

На рис. пример, где изображена табулатура обыгрывания 3 бокса гаммы До-мажор на первых ладах гитарного грифа.

-2

Первый звук 3 бокса гаммы - это E(Ми), открытая 6-я струна, которая обозначается цифрой 0 на 6-й линейке. Второй звук или вторая ступень - это F(Фа), 6-я струна на 1-м ладу, обозначена цифрой 1. Третья ступень - G(Соль),6-я струна на 3-м ладу (3), четвертая - A(Ля), открытая пятая струна (0) и т.д.

В табулатуре используется множество символов для отображения различных приемов игры на гитаре. Если все расписывать, то получится длинный список. Поэтому для правильного чтения и составления табов можно порекомендовать программу Guitar Pro.
Этот нотный редактор французской компании
Arobas Music, предназначен для создания, редактирования и прослушивания гитарных табулатур и нотных партитур, обладает встроенным MIDI-редактором, построителем аккордов, метрономом и многими другими инструментами.

В Guitar Pro есть возможность не только чтения и записи своих табулатур, но и проигрывания мелодии посредством встроенных плагинов, которые имитируют звуки различных инструментов - гитары, клавишных, ударных и др.

-3

Варианты использования программы разные - от пробного периода, до, для тех, кто применяет это ПО на постоянной основе, полной версии. В РФ есть возможность приобретения лицензии на AllSoft.ru.

-4

Игра по табам поможет освоить инструмент самостоятельно за короткое время.

Виды гамм (Ладов)

В завершение можно сказать о гаммах, которые существуют в современной музыке наряду с мажорной и минорной, рассматривавшихся в прошлых заметках.

Знание различных ладов(гамм) способствует выработке мастерства владения инструментом, развития технических возможностей гитариста. А изучение особенностей каждого лада помогает в развитии способности к импровизации в этом ладу, запоминанию на слух его звучания (окраски), свободному перемещению по всему грифу инструмента в рамках этого звукоряда. Каждая разновидность гаммы имеет своеобразную окраску и чем больше красок в арсенале, тем богаче музыкальная палитра.

Вообще ладов(гамм) великое множество и если выбрать некоторые, используемые при игре на гитаре, то получится длинный список. Обыгрывание наиболее редких и экзотических ладов может помочь обрести новые краски в звучании импровизационной линии, позволит играть в жанровом соответствии с исполняемым произведением.

Все же если привести перечень всевозможных гамм, то лишь из самых известных в нем будут присутствовать:
Мажорная и Минорная пентатоника, Египетская гамма, Доминантовая пентатоника, Альтерированная пентатоника, Балинезийский лад, Японский лад или гамма Кумои, гамма Кираоши, гамма Ивато, гамма Пелог, блюзовые Мажор и Минор, гамма Кантри, Целотоновая гамма, Увеличенная и Уменьшенная гаммы, Ионийский Мажор, Лидийский лад, Миксолидийский лад, Гармонический Мажор, Мелодический Мажор или гамма Хинду, Лидийский лад, Бэла Бартока, Арабская гамма, Византийская гамма, Энигматическая гамма, Фригийский лад, Фламенко или Джевиш гамма или Испанская гамма, Персидская гамма, Цыганская гамма, Ориенталь гамма, Эолийский Минор или Эфиопская гамма, Дорийские лады, Гармонические Минорные гаммы, Мелодический или Джазовый Минор, Гавайская гамма, Венгерско-Цыганский лад, Локрийский лад, Фригийский лад, Яванская гамма, Неаполитанские Мажор и Минор, Локрийские и Суперлокрийские лады, гамма Би-Боп, Натуральный Мажор с расщепленной квинтой, Испанская восьмиступенчатая гамма, гамма Римского-Корсакова или гамма Тон-Полутон, гамма Полутон-Тон и др.

Как видно разновидностей гамм более чем достаточно и чтобы описать каждую, потребуется повествование в более расширенном формате. Здесь же можно выделить основные, натуральные, диатонические звукоряды из традиционной и народной музыки. Их всего семь и все они носят греческие названия: Ионийский лад(от ноты До), Дорийский лад(от ноты Ре), Фригийский(от Ми), Лидийский(от Фа), Миксолидийский лад(от Соль), Эолийский лад(от Ля), Локрийский лад(от Си).

  • Ионийский лад — натуральный диатонический музыкальный лад, соответствующий натуральному мажору. Название происходит от одного из главных племён Древней Греции — ионийцев. Простым его примером может служит последовательность белых клавиш на фортепиано от До до До. Ионийский лад, вместе с лидийским и миксолидийским, относится к группе натуральных мажоров.
  • Лидийский лад — один из натуральных ладов. Был широко распространён в античности и средневековье. Назван по имени исторического региона - Лидии, соседствовашего с Древней Грецией. В своей основе этот лад диатоничен, простым его примером может служить последовательность белых клавиш на фортепиано от Фа до Фа. Звукоряд лидийского лада совпадает с натуральным мажором, в котором IV ступень повышена. Лидийский лад, наряду с ионийским и миксолидийским, относится к группе мажорных ладов и считается самым "светлым" диатоническим ладом.
  • Миксолидийский лад. Был широко распространён в античности и средневековье, играет значительную роль в блюзе, джазе, рок-н-ролле и кантри. Название образовано от производной названия лидийского лада. В своей основе этот лад диатоничен, простым его примером будет последовательность белых клавиш на фортепиано от Соль до Соль. Звукоряд миксолидийского лада совпадает с натуральным мажором, в котором VII ступень понижена. Миксолидийский лад, вместе с ионийским и лидийским, относится к группе мажорных звукорядов.
  • Дорийский лад. Был широко распространён в античности и средневековье. Название происходит от одного из главных племён Древней Греции — дорийцев. Простейшим примером может служить последование белых клавиш на фортепиано от Ре до Ре. Звукоряд дорийского лада совпадает с натуральным минором, в котором VI ступень повышена и относится к нему вместе с фригийским и эолийским ладами.
  • Фригийский лад, как и все, представленные здесь, натуральный. Был широко распространён в античности и средневековье. Название получил по имени исторического региона Греции — Фригии, откуда он и произошел. Примером может служить последование белых клавиш на фортепиано от Ми до Ми. Звукоряд фригийского лада совпадает с натуральным минором, в котором II-я ст.— низкая. Относится к минору вместе с дорийским и эолийским.
  • Эолийский лад — натуральный диатонический музыкальный лад, в современной музыке соответствующий натуральному минору. Название происходит от одного из главных племён Древней Греции — эолийцев. В своей основе этот лад диатоничен, его примером может служить последовательность белых клавиш на фортепиано от Ля до Ля.
  • Локрийский лад. Не так широко распространён, как остальные натуральные лады. Назван в соответствии с именем исторического региона, области Древней Греции, — Локриды, откуда, вероятно, он происходит. Это один из ладов народной музыки, самым простым его примером может служить последовательность белых клавиш на фортепиано от Си до Си. Звукоряд локрийского лада совпадает с натуральным минором, в котором II и V ступени понижены. Ввиду невозможности построения чистой квинты от тоники, однозначного мнения к какой группе относится локрийский лад нет, но большинство музыковедов относят его к минору. Локрийский лад обладает гнетуще-мрачной, суровой и горько-печальной окраской, широко распространен в музыке народов Юго-Западной Азии, на нем основана древнейшая армянская музыка.

В завершение можно напомнить, что все без исключения звукоряды укладываются в Хроматическую гамму и состоят из ее нот.

Это все, что вкратце можно сказать о различных видах гамм, применяемых в современной музыке.

На этом тему начальной музыкальной теории можно завершить. В нескольких заметках были рассмотрены основные принципы создания музыкальных партий на струнах гитары. Теперь, зная как строятся аккорды, их разновидность и связь со ступенями гаммы, имея представление об аппликатурном мышлении, любой пользователь сможет начать играть на этом музыкальном инструменте.

Это не значит, что тема музыки исчерпана. Если на канале будут выходить серии заметок по биржевой торговле или использованию какого-нибудь ПО (все это входит в тематику канала), то дальше обязательно последуют материалы с игрой на гитаре популярных мелодий, разбору табов, описанием работы программ-секвенсоров и т.д.

А в ближайшее время выйдут заметки по трейдингу и нейросетям.

Подписывайтесь на канал, дальше будут заметки на разные темы, которые интересны сегодня многим.

Введение. Ноты на грифе. Часть 1.

Музыкальные интервалы. Часть 2.

Построение аккордов(трезвучий). Часть 3.

Больше об интервалах. Обращение аккордов (трезвучий). Часть 4.

Открытые аккорды. Sus, Add, Септаккорды. Часть 5.

Больше о гаммах. Построение аккордов на ступенях гаммы. Часть 6.

Создание музыкальных партий без гамм и нот. Система CAGED. Часть 7.

Позиции мажорной и минорной гаммы. Пентатоника. Виды гамм. Часть 8.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц