Найти тему
Максим Бурмистров

Выбросить жалко, отремонтировать не получается. Нужен совет.

Есть вещи, которые стары годами, но в принципе, мало использовались, их поломка с одной стороны, вызывает недоумение, а с другой вводит меня лично в ремонтный тупик – вроде, все примитивно, а восстановить я их не могу!
Так получается и с миксером, который сломался в руках у супруги в момент замеса теста. Миксер старенький, из девяностых, фирменный, чисто французский. Он очень удобный, компактный, ноеобыкновенно прикладистый, не требует места в шкафу, работает тихо - сейчас такой техники, собранной "в Парижах" и не найдешь, все завалено китаями.
У него своя забавная судьба, поэтому и расстаться с ним просто так, выкинув на помойку, мне лично трудно.

Выглядит, как новый, потому что пользовались и мало и аккуратно.
Выглядит, как новый, потому что пользовались и мало и аккуратно.

Купили мы помощника в только открывшихся тогда, магазинах «Техносила» (кто еще помнит таковые), даже попользоваться толком не успели, как наступила очередная годовщина свадьбы, пришли праздновать мои родители и подарили нам… еще один миксер! Не знали отец с мамой, что мы уже счастливые владельцы. Только родительский был понавороченней, помощнее, он до сих пор у нас прекрасно трудится. Мы, конечно, рассмеялись: не было миксера, а тут сразу два, и тогда сразу отдали родителям свой, вот он и служил до момента, когда ушла моя мама…
Сейчас я забрал его на дачу, но здесь малыш долго не протянул – несколько месяцев и вот – поломка: перестали вращаться венчики, и, одновременно – вдруг стало прокручиваться колесико управления скоростями.
Ну что, попробую восстановить – подумал я, обе неисправности казались мне абсолютно пустяковыми, внешний вид прибора внушал абсолютный оптимизм.
Начнем, отворачиваю винты крепления половинок корпуса. Блииин! А французишки ведь тавой, ребята с фантазией, работающей, правда, не в том направлении: воткнули винты с «хитрой» головой! Но, как известно, на каждую хитрую французскую попку у нас есть русский хрен с резьбой, отвернул и я винтики при помощи обычной плоской отверточки с тонким и узким жальцем.

Секретные винты поддаются легко.
Секретные винты поддаются легко.

Ну что, вот и внутренности: тут все культурно, по-европейски чистенько, как в аптеке, как будто и не было прошедших тридцати лет!

Приятно сделан европеец. Компактная вещь не только внешне, но и внутри.
Приятно сделан европеец. Компактная вещь не только внешне, но и внутри.

Извлекаю мотор: привод от него на два пластиковых зубчатых колеса передается металлическим червяком. С виду все нормально, а при внимательном осмотре поставить диагноз проблеме стоящих на месте венчиков получается очень просто, но от этого не становится радостно: тупо срезало зубья на пластиковых шестернях, видна характерная выработка косых зубьев по центру:

Металлический «червяк» сожрал пластиковые зубья.
Металлический «червяк» сожрал пластиковые зубья.

Э-хе-хе… Все просто и одновременно прискорбно: чего делать то с этим? Ладно бы, имелась возможность двигать весь узел с пластиковыми колесами относительно червяка – корпус миксера это позволяет, тогда можно было бы ввести в зацепление зубчатые колеса в том месте, где зубчатый рельеф сохранился, но металлическая пластина корпуса узла крепится жестко, сместить ее относительно оси мотора не представляется возможным.
В чем причина поломки? На мой взгляд – в «усталости» пластика, из которого изготовлены зубчатые колеса. В подтверждение этой версии – вторая поломка – как я уже сказал, стало прокручиваться колесо управления режимами. Здесь тоже все просто: отломился маленький «флажок» на оси колесика:

Эдакая миниатюрная «пипеточка» отламывается и все: техника мертва!
Эдакая миниатюрная «пипеточка» отламывается и все: техника мертва!

Ну, ладно, начнем с зубьев… Что можно тут предпринять? Для начала – разберем узел. Вторая причина произошедшего выявляется, когда я снимаю металлическую пластину с колесами: смазка, нанесенная на зубчатую передачу на заводе, давно выработалась и ушла на стенки, и узел, вполне вероятно, работал на сухую, отсюда и характерная пластиковая стружка.

Узел сухой, смазки в нем на момент поломки уже не было.
Узел сухой, смазки в нем на момент поломки уже не было.

Почесал я за ухом, поглазел на шестерни… и задумка по возможному ремонту мне в голову пришла!
Посмотрите внимательно на шестеренки, видите разницу?

Найдите десять отличий у двух шестерен.
Найдите десять отличий у двух шестерен.

Правильно: у одной выработка больше сверху, а у другой – снизу. Напрашивается и простой вариант ремонта – поменять их местами, делов то!
Быстро отгибаю язычки завальцованных боковых пластинок, разбираю узел, меняю местами колеса и собираю в обратном порядке. Не надо говорить, что перед сборкой все детали тщательно промываю от стружки и зачерствелой смазки. Закладываю свежую густую смазку, специально предназначенную для зубчатых пластиковых и металлических передач.

Язычки снова загнуты, колеса поменял местами.
Язычки снова загнуты, колеса поменял местами.
Свежую специальную смазку заложу в узел при сборке.
Свежую специальную смазку заложу в узел при сборке.

Установил узел на мотор, попробовал – работает!
Теперь разберемся с переключателем. Вот так примерно стоял на нем Г-образный флажок, входивший в зацепление непосредственно с переключателем режимов. Теперь он отломился и надо что-то придумать вместо него.

Пластиковая фитюлька отвалилась, сколько проблем из-за этой хрени!
Пластиковая фитюлька отвалилась, сколько проблем из-за этой хрени!

Пытаться приклеить флажок бесполезно, нагрузка на него приличная, он не удержится. Приходит в голову такая идея: в самой оси сделать пропил и вклеить уже в него новый пластиковый флажок, большего размера. Сказано – сделано! Тонкой пилкой делаю аккуратный пропил…

Пропил исполнен. Осталось вклеить кусочек жесткого пластика.
Пропил исполнен. Осталось вклеить кусочек жесткого пластика.

Вырезал флажок из белого пластика, вставил его, пропитал соединение моментальным клеем, высушил узел и смонтировал все на место, радуясь такому простому и элегантному решению, но… слишком рано я радовался! При первом же экспериментальном повороте ручки управления ось, собака страшная, хрясь! И ломается совершенно в неожиданном месте!

Как говорится – неожиданное рядом: деталь ломается так, что теперь совсем не понятно, что делать дальше!
Как говорится – неожиданное рядом: деталь ломается так, что теперь совсем не понятно, что делать дальше!

Что за блин! А причина все та же – пластик банально «устал»! Чисто внешне он выглядит безупречно: гладкий, блестящий, источающий здоровье, а на самом деле – труха полная, чуть трогаешь и он крошится, отсюда и поломка флажка и теперь – поломка оси.
Однако, как говорится, орешек знаний тверд, но мы не привыкли отступать! И все исправить нам поможет огромный тюбик и мой мосх! В качестве тюбика выступит любимый клей для ПВХ Космофен, а также фрагмент нейлонового дюбеля, который будет исполнять роль кондуктора для склейки фрагментов расколовшейся оси.

Люблю этот клей!
Люблю этот клей!
Густо напомаживаю клеем обе половинки, соединяю их и…
Густо напомаживаю клеем обе половинки, соединяю их и…
Отрезаю кусочек от дюбеля, сразу делаю в нем пропил и…
Отрезаю кусочек от дюбеля, сразу делаю в нем пропил и…
Намазываю ось клеем, насаживаю на нее трубочку дюбеля.
Намазываю ось клеем, насаживаю на нее трубочку дюбеля.

После высыхания клея засверливаю ось и делаю финтифлюшку из тонкого гвоздя. Как я завил эту змейку – объяснять трудно, лучше покажу фото:

Вот такая чувыхалка получилась. Гвоздь будет исправно выполнять роль пластикового флажка. Это уже железобетонно будет работать, как говорится - по-нашему, по-бразильски!
Вот такая чувыхалка получилась. Гвоздь будет исправно выполнять роль пластикового флажка. Это уже железобетонно будет работать, как говорится - по-нашему, по-бразильски!

Устанавливаю деталь на место – видите, как четко все получилось, шляпка гвоздя четко попадает между зубцами переключателя режимов. Здесь все абсолютно замечательно!

Деталь прекрасно встала на место, испытания работоспособности прошли успешно!
Деталь прекрасно встала на место, испытания работоспособности прошли успешно!

С чувством исполненного долга собираю миксер, я так рад, что удалось восстановить аппарат малой кровью и что он еще послужит! Торжественно вручаю его супруге, она тоже рада, сразу втыкает венчики, включает и… Блин, что такое??? Мотор работает, переключатель работает, а венчики не вращаются!!!
Я – в шоке, улыбку с личика супружницы, как ветром унесло. Уныло бреду к месту проведения работ, снова вскрываю корпус, отупело смотрю на стоящие на месте, шестерни: мой способ ремонта с перестановкой деталей ничего не дал, червяк вращается, а колеса стоят на месте: выработка не равномерная, поэтому в каком-то положении колеса входят в зацепление с червяком, а в каком-то – выходят из него.
Убитые полдня дают о себе знать: идей свежих нет. Вернее сказать, они есть, и их всего две, но обе не приносят мне радости. Идея первая: срезать проушины на металлической пластине узла, чтобы появилась возможность сместить оба колеса относительно червяка. Мороки много, а результат, быть может, просто нулевой, так как если на шестернях уставший пластик, подобный метод не поможет, и эти зубья срежет, особенно зная, для чего будет применен миксер – для замеса теста, а это самая тяжелая, для него, работа.
Ну и вариант второй: тупо выбросить миксер, приобретя новый. Эта идея мне не нравится еще больше, от слова абсолютно,
поэтому обращаюсь к Читателям, сталкивавшимся с подобной проблемой и победившим ее: есть ли способы восстановления узла своими силами, или это полный и беспросветный бесполезняк?