Найти тему
Загадки истории

Как модная шевелюра королевы Марии-Антуанетты влияла на политику?

Насколько важна ваша прическа? Конечно, ваши локоны могут доставить вам проблемы по утрам или почувствовать себя особенно важными прямо перед свиданием, но сомнительно, что они в силе повлиять на политику или мировую мощь. С другой стороны, вы, вероятно, не Мария-Антуанетта - королевская особа, которая, как объясняет Десмонд Хосфорд, обладала шевелюрой, способной на все это и многое другое.
Хосфорд изучает поведение коронованной дамы как в значительной степени символическое. Прически Марии-Антуанетты служили материальным элементом в установлении ее идентичности, выполняли перформативную роль в контексте французского королевства».
Все началось с представления новой фигуры королевскому двору. Как австрийка, Мария-Антуанетта должна была доказать, что она достаточно француженка, чтобы выйти замуж за короля. Кроме получения образование в стране, было жизненно необходимо, чтобы ее тело выглядело как можно более французским.
Мари любила экстравагантность: от 72-слойных напудренных творений до аллегорических причесок, украшенных подвесками и статуэтками, представляющими политические темы. В одной завивке даже была изображена модель корабля, созданная в честь французской морской победы.

Превосходный стиль был победой для Мари и ее парикмахера: для Леонара, потому что они подняли его до суперзвезды, для Мари, потому что они позволили ей в некоторой степени контролировать свою жизнь. Но не всем это понравилось. Дама вскоре подверглась осуждению за ее причудливость, хотя ее копировали женщины по всей Франции. Конфликт между модой и достоинством королевы быстро принял социальные и финансовые последствия.
Шевелюра Марии-Антуанетты недолго сохраняла свои эпические пропорции - ее мастер, как известно, коротко подстриг ей локоны после того, как она впервые родила, чтобы дать уже поврежденным локонам чистый старт. Поскольку королева отказалась от модной одежды в пользу менее вызывающего стиля, ее критиковали за то, что она якобы спровоцировала падение французской промышленности в производстве тканей, лент и других аксессуаров. Когда ее Высочество появилась на портрете с простым пучком, пишет Хосфорд, это было легко воспринято как вопиющий акт неуважения к французским приличиям в отношении внешнего проявления королевского достоинства, подрывной отказ от королевского образа и национальная деградация».

-2

После изгнания королевы из Версаля она по-прежнему зависела от своего стилиста. Но ее волосы поседели в одночасье, это предположительно, вызвано стрессом от ее преследования. (Сегодня ученые называют внезапное поседение синдромом Марии-Антуанетты). Тем не менее комментаторы продолжали сообщать о состоянии ее волос и прически. И даже спустя столетия после того, как Мария-Антуанетта была лишена головы с помощью гильотины, ее пряди были использованы, чтобы разгадать загадку о том, где на самом деле умер ее сын, Людовик XVII, через ДНК.