Очень сложно определить амплуа Кейт Бланшетт: по сути она может справиться практически с любой ролью. Кажется, никто отдельно не выделял австралийских кинозвезд, которые в 90-х стали знаменитыми голливудскими суперстарами, а их было несколько, включая Николь Кидман, Хита Леджера и Хьюго Уивинга. Назовем это «австралийской волной». И среди них Кейт Бланшетт занимает значительное место. Ее нежное лицо и отсутствие эксцентрики словно предполагали, что она станет звездой драматических фильмов, а следовательно в ее фильмографии полным-полно фильмов-экранизаций, снятых по известным произведениям. Но Бланшетт сумела доказать, что может играть практически любой характер.
Впрочем, всё-таки попытаемся дать определение ее амплуа, кажется, это слово найдено — аристократизм. В ней есть некая царственность, но не холодная снобистская отстраненность, а мягкость милой девушки, которая окажется скрытой принцессой.
Этот фильм снят по книге австралийского писателя Питера Кэри, и за этот роман он в 1988 году получил Букеровскую премию. Фильм стал одной из первых наиболее кассовых лент для Бланшетт. Его можно назвать неким символом всей карьеры Бланшетт. События в фильме происходят в девятнадцатом веке. Она — богатая наследница, причем Бланшетт играет не высокомерную богачку, но и не испуганную свалившимся богатством девочку, а очень характерную для себя роль — женщину, которая знает, что делать, а богатство расценивает только как удобный ресурс. Странноватая история любви и некое безумие в творящемся вокруг. Разумеется, центральной в фильме была роль у уже популярного на тот момент Рэйфа Файнса, который играет молодого священника, заключившего с богачкой пари и перевозящего в Австралию стеклянную церковь.
Сложно сказать, о чём этот фильм: он выстроен исключительно на атмосфере, где пара главных актеров отлично взаимодействует друг с другом, играя оторванных от реальности людей, готовых поставить на кон собственные жизни.
Пропускаю знаковый и прекрасный фильм «Елизавета», потому что он не экранизация, хотя он отлично задал восприятие Бланшетт в качестве королевы, а также фильм «Идеальный муж», который, хотя и является экранизацией пьесы Оскара Уайльда, не привнес какого-то нового прочтения. Господи Боже, они даже помещали на все постеры Руперта Эверетта, играющего лорда Горинга, и звездных дам вокруг него, а Роберт Чилтерн, вокруг которого и крутится сюжет, который и является «идеальным мужем» из названия, не получил на постерах даже фрагмента. Хотя вот его «неидеальная жена» Бланшетт уже была достаточно звездой, чтобы блистать на постерах и тем самым зазывать публику.
Интересно, что в книге Патриции Хайсмит про мистера Рипли персонажа Мередит Лоуг, которую сыграла Кейт Бланшетт, не существует. Этого персонажа Энтони Мингелла (он выступил в проекте и режиссером, и сценаристом) написал специально для актрисы, когда она пожелала принять участие в фильме. Спрашивается: а почему тогда не отдать ей роль Мардж Шервуд, которую в фильме сыграла Гвинет Пэлтроу, то есть центральный женский персонаж, невесту Дики, вокруг которого и вертятся все интриги сюжета? Но если присмотреться (или посмотреть фильм раз пятьдесят, как это сделала я), то Мардж Шервуд — довольно неприятный персонаж. В книге она была не невестой Дики, а безнадежно влюбленной в него подругой, которая мелко интриговала против главного героя. В фильме пусть этот персонаж и не совершает ничего дурного, но чувствуется, как она пытается всеми силами удержаться рядом с Дики, закрывая глаза на его поведение и его измены. В то же время персонаж Бланшетт — однозначно положительная героиня, она символизирует для Рипли тот мир богатых, в который он мечтает попасть и который предстает для него в этом образе-символе, в Мередит Лоуг — нежной, умной, чувственной. Думается, сыграй Бланшетт Мардж, она бы перетянула на себя сочувствие зрителей, что не дало бы им в полной мере оценить драму между мужскими персонажами фильма.
Что ж, это умение Бланшетт быть одновременно и величественной, и доброй идеально подошло для создания образа правительницы королевства эльфов Лотлориэна Галадриэли. Она и должна быть абсолютно положительным персонажем, но в то же время достаточно сильным и решительным, чтобы в ней чувствовался некий подвох, некое сильное скрытое течение. Ей надо было сыграть две роли: женщины, которой Фродо предлагает всевластие, поверив, что она воспользуется им только во благо, а также коротенькую роль той, что поддалась искушению и захотела единолично править Средиземьем. И Бланшетт удались обе роли. Чувствовалось, почему хоббит доверился ей. И какой злой королевой она могла бы стать.
Кто-нибудь понял на тот момент, что Кейт Бланшетт — символ привлекательности? Нет, увы. Если что, я имею в виду вовсе не женскую привлекательность, хотя как-то журнал People назвал Бланшетт в числе пятидесяти самых красивых людей в мире. Она символизирует привлекательность своего класса, идеи, общества, того круга, к которому принадлежит. Ее органичность, гармония при взаимодействии с любым человеком или обществом демонстрируют, как легко и просто можно жить, какое наслаждение дает ее жизненная стратегия. То, что ни критикам, ни публике не понравились фильмы «Шарлотта Грей» по роману Себастьяна Фолкса и «Корабельные новости» по книге Энни Пру, отнюдь не вина Бланшетт. Но всё-таки использовать женщину-символ, умеющую формировать пространство вокруг себя, в обычных драматических сюжетах, это как заколачивать гвозди миксером.
К тому времени, как Бланшетт приняла участие в этой экранизации романа Зои Хеллер, у нее за плечами уже был и первый «Оскар» за фильм «Авиатор», и ряд ролей сильных женщин, умеющих бросить вызов.
В этом фильме умело использована неоднозначность Бланшетт, которая играет роль учительницы, вступившей в связь с собственным учеником. Это персонаж, который одновременно и притягивает, и отталкивает, как и персонаж Джудит Денч, которая играет коллегу Бланшетт, узнавшую о связи и начавшую шантажировать подругу. Бланшетт отлично занимает именно это положение — между хорошим и плохим, она блистательно умеет играть ту, которой сложно дать оценку с позиции обычной этики.
И… совершим резкий скачок. В тех экранизациях, которые мы обошли вниманием, остались «Загадочная история Бенджамина Баттона» — хит по рассказу Ф. С. Фицджеральда, «Кэрол» по еще одному романа Хайсмит, в конце концов, вы увидите в рекомендациях еще много интересных экранизаций, в которых Бланшетт приняла участие.
На этом фильме я хочу остановиться из-за того, что он довольно малоизвестен. Как по мне, из-за своего абсолютно чудовищного трейлера. В него напихали все ужасающие шутки проекта и, если в самом фильме эти шутки являются крохотными вкраплениями, чтобы как-то преодолеть мрачность происходящих событий, то в трейлере их таким ниагарским потоком выливают на зрителя, что тот шепчет: «Свят-свят-свят» и полагает, что даже черная комедия менее травматично отразится на психике его чада.
При этом проект, основанный на книге Джона Беллэйрса, очень интересный и мрачный. Маленький мальчик приезжает к своему дяде в дом, где раньше жил злой колдун, и узнает, что волшебником является и его дядя, и подруга дяди, живущая по соседству. Как раз ее и играет Кейт Бланшетт.
Да, это не драма с претензией на «Оскар», но роль Кейт Бланшетт тут интересна еще и потому, что сам образ актрисы уже давно стал амбивалентным. Ее тонкая улыбка и спокойные манеры и привлекают, и пугают. Но если в образе мачехи «Золушки» мы знаем, что она злодейка, потому что знаем сказку, в «Аллее кошмаров» подозреваем ее, потому что знаем штампы нуара. Но кто она в этом фильме — злодейка или добрая колдунья? Я сомневалась, даже не смотря на то, что предварительно читала книгу: в конце концов, события в экранизациях часто меняют.
Кейт Бланшетт дважды играла британскую королеву Елизавету. Неудивительно, что амплуа актрисы постоянно ассоциируется с королевскими особами. Величественность, которая от нее исходит, определяет ее роли и их прочтение. Всегда чувствуется, что эта женщина способна на большие страсти, на великое добро и пугающее преступление.
Бонус: список книг, в экранизациях которых приняла участие Кейт Бланшетт.
Фрэнсис Скотт Фицджеральд — Загадочная история Бенджамина Баттона (сборник)
Патриция Хайсмит — Кэрол. Цена соли
Уильям Линдсэй Грешам — Аллея кошмаров
Мария Семпл — Куда ты пропала, Бернадетт?
Лусия Берлин — Руководство для домработниц - пока не вышел, скоро выйдет.
Джозеф Кэнон — Хороший немец
Смотрели что-то из этого списка?
Текст: Энджи Эфенди