Едем по карте из Твери в Ярославль, готовимся посетить в июне эти места в реале. В предыдущей статье мы остановились на ночь в Угличе, что же нас поджидает дальше?
Мышкин
Мышкин - один из самых маленьких городков России. В нём проживает всего пять с половиной тысяч жителей. Это примерно в шесть раз меньше, чем в самых крупных сёлах России. В городке меньше Мышкина я побывал только раз, этой зимой. Это был Гаврилов Посад с населением человек на 200 меньшим. Ещё был в Игарке, там сейчас три с половиной тысячи жителей, но в 1984, когда я туда заплывал, этих тысяч было аж 17, так что не считается!
Появился Мышкин на карте веке в XV и название его связано очевидно с чьим-то личным именем-прозвищем Мышка. Впрочем, люди жили здесь с каменного века и раскопки помогли обнаружить городище домонгольской эпохи, вероятно монголами и разрушенное.
К XIX веку в Мышкине обосновалась крупная ярмарка, на которую съезжались купцы со всей Волги, а также из Москвы и Петербурга. Тогда и были построены самые значимые исторические здания города. В советское же время Мышкин стал посёлком, но промышленностью толком так и не обзавёлся. Практически нет её и сейчас, хотя Мышкину вернули статус города в 1991 году.
Главной статьёй дохода города является туризм. Удобное расположение на берегу Волги дало возможность останавливаться в Мышкине круизным судам. Гостям надо что-то показывать, поэтому созданный в городе народный музей объединил целых восемь экспозиций и выставок. Но имеются музеи и кроме них, например музей льна, музей валенка и краеведческий музей Николы.
Главной же фигурой в городе с таким необычным названием естественно же стала мышь. Ей посвящён очередной музей, где хорошо представлена мышиная тема, хранятся тысячи фигурок мышей из разных стран. Да и просто так можно гулять по городу, подмечая то тут, то там разнообразные мышиные фигурки.
А ещё в Мышкине нет моста. Приедем мы туда из Углича, но чтобы переправиться на правый берег Волги и ехать дальше в Рыбинск, необходимо будет воспользоваться паромом, который работает с семи до семи, ходит раз в час и находится в пути 10 минут. Очень необычное приключение! Уже хочу.
Рыбинск
Когда я ещё в первой статье писал, что на пути до Ярославля нас ждут малые города, я ещё и не догадывался, что Рыбинск малым никак не назовёшь. В лучшие годы он насчитывал до 250 тысяч жителей, а предприятий в нём было столько, что позавидовать могли бы и некоторые областные центры. И хоть количество жителей в Рыбинске сократилось до 177 тысяч, но работа в нём есть и сейчас. Это связано и с возведённой неподалёку от города Рыбинской ГЭС, и с удобным транспортным сообщением, особенно водным. Отсюда можно доставлять крупные грузы по рекам и каналам как по Волге в обе стороны, так и на север. А ещё и в Москву по каналу, построенному в 30-х.
Самое старое поселение, возникшее на месте Рыбинска, называлось Усть-Шексна и находилось на левом берегу Волги. Основано оно было в XI веке, но о том, каким оно было, могут рассказать только археологи. Издревле места эти, где Волга делает резкий, градусов на 120, поворот на восток и принимает с севера воды двух своих притоков: Мологи и Шексны, славились хорошими уловами. Помните же у Державина: "Шекснинска стерлядь золотая"?
Поэтому слободу, возникшую на правом берегу напротив Усть-Шексны, при впадении в Волгу реки Черёмухи, а в ту - речки Коровки, назвали Рыбной. Известна она с начала XVI века, но городом стала много позже - в 1777 году, а присоединила к себе левосторонние поселения только сотню лет назад. Как раз рубеж веков XVIII и XIX и принёс Рыбинску новую жизнь: была построена Мариинская водная система, соединившая Волгу и Санкт-Петербург, единственная из трёх уцелевшая до нынешних времён и называющаяся сегодня Волго-Балтийским каналом. Строили и перестраивали её в течении 200 лет. В конце XIX века вверх по Шексне и Волге караваны барж начали водить туера - катера, движущиеся при помощи проложенных по дну реки цепей. А до того Рыбинск называли "столицей бурлаков". Грузооборот тогда увеличился в разы. Стерлядка в речке почти пропала, зато Рыбинск богател на глазах, специализируясь на торговле хлебом.
Зерна Петербургу надо было много! С южных областей до Рыбинска по Волге привозили хлеб, где на местной бирже его перекупали купцы, доставлявшие его потом в Питер. Засветились здесь и братья Нобель, основавшие в городе склады бакинской нефти, а потом и судоремонтный завод, существующий и поныне. В советское время в городе активно развивалось машиностроение, большая часть предприятий работала на оборонку. В российский период какие-то из них позакрывались, какие-то - сменили направление. Рыбинск терял население на глазах, но вроде стабилизировался на уровне 180 тысяч.
Но я немного перескочил. Надо бы рассказать ещё и про гидроэлектростанцию, которую построили рядом с Рыбинском в 1941 году, хотя огромное водохранилище (самое крупное по площади в тот момент в мире и четвёртое в России сегодня) заполнялось по 1947-й. Внесли в план возведение станции в 1935 году вместе с предшествовавшей ей Угличской. Называлась она в проекте Шекснинской, но в итоге водохранилище объединило и волжские воды, и шекснинские, и моложские, и ещё нескольких более мелких речушек. Оно затопило огромные площади, большое количество деревень и даже древний город Молога, музей которого находится в Рыбинске. Мышкину повезло, его, как и город Пошехонье, огородили от наступающей воды земляным валом, а вот у Весьегонска водохранилище "отняло" 2/3 старого центра.
Станция интересна тем, что у неё две плотины. Одна стоит на Волге, но служит только для пропуска воды. Так же в том месте, где некогда на Волге мешали судоходству перекаты, сооружён двухниточный шлюз для кораблей. Севернее расположен большой протяжённый остров, за которым, на русле бывшей Шексны стоит плотина ГЭС со зданием станции. Таким образом суда, приходящие снизу по Волге, проходят шлюз, поворачивают за островом в бывшее русло Мологи и выходят в Рыбинское водохранилище. Оно достаточно мелкое. В первые годы со дна его поднимались целые плавучие острова из торфа, обраставшие кустарником и даже деревьями. Самый крупный из них - Святовский Мох, размерами 7 на 3 километра, прикрепился ко дну к западу от бывшего устья Мологи уже много лет назад. По сути - это огромное болото посреди водохранилища, которое поднимается и опускается в зависимости от уровня воды в нём.
В Рыбинске мы запланировали ночёвку. Погуляем по старому центру, съездим посмотреть на плотины и на гигантскую статую Мать-Волга, построенную в створе шлюзов, и отправимся в следующий город - Тутаев. Правда я пока не решил, по какому берегу Волги?
Тутаев
Министерство культуры - очень странная организация. Решив в 2002 году изменить список исторических городов России, составленный в 1970-х, оно понавключало туда множество поселений, которые трудно назвать историческими. В 2010 году список был сильно урезан до 41 города, так, что туда не попала даже Москва. Очень спорный и неполный получился список, может это связано с объёмами финансирования? Наше зимнее путешествие познакомило нас с Владимиром и Суздалем - одними из этих "городов-счастливчиков". Летнее путешествие пока пролегало по городам неисторическим. Даже Углич, основанный в первой половине X века, столица последнего удельного княжества, где окончил жизнь свою царевич Дмитрий, к историческим не относится. А Тутаев - в списке! Как впрочем и расположенные ниже по реке Ярославль и Кострома.
Тутаев частенько относили к городам Золотого кольца, но всё же там он пока ходит только в роли претендента на попадание. Мне всегда казалось, что название его древнее, настолько оно соответствующе выглядит. Но город нарекли так по фамилии рядового красногвардейца, погибшего в 1918 году. До революции город носил имя Романов-Борисоглебск, поэтому, когда в 90-х годах инициативная группа проводила голосование по возвращению исторического названия города, население этот проект особо не поддержало. Так и остался город Тутаевым.
А Романов-Борисоглебск соединили из двух городов, стоящих друг напротив друга на разных берегах Волги, в 1822 году. Оба города были основаны в XIII веке. Борисоглебск чуть постарше, зато Романов какое-то время был центром Романовского княжества. Основал его Роман Владимирович из Углича, а позже, в середине века XIV, своё княжество создал здесь Роман Васильевич из Ярославля. Неудивительно, почему город называли Романовом.
Царь Фёдор Иоаннович предоставил город Романов с окружающими землями потомкам ногайского бия Юсуфа, пожаловав им княжеское звание. Уже через полвека многие Юсуповы окрестились и потихоньку пербались в столицы, став одним из самых богатых и влиятельных княжеских родов, который пресёкся только в 1967 году. Возможно поэтому в Романове нет мечети.
Сейчас борисоглебское правобережье покрупнее, хотя памятники истории и музеи наличествуют в обоих районах города. А вот моста через Волгу в Тутаеве нет до сих пор. По какому берегу ни приедем мы из Рыбинска, переправляться на другую сторону придётся исключительно на пароме. Ну или осматривать только один район. Берега планируется соединить при помощи пассажирской канатной дороги, но когда будет реализован этот проект, ответить сейчас не сможет никто.
В городе сейчас проживает чуть меньше 40 тысяч жителей и главным градообразующем предприятием является моторный завод, производящий дизели. Сейчас он принадлежит КамАЗу. В пригородном посёлке Константиновский в 1879 при деятельной помощи Менделеева был запущен завод минеральных масел, который работает и поныне, и носит имя Дмитрия Ивановича. Всё это расположено на правом берегу. Зато на романовском левобережье работает завод, отливающий колокола.
Вот и всё на сегодня. Следующая статья уже про Ярославль, который находится в 40 километрах от Тутаева к востоку. Нам туда.
#путешествия #Россия #Мышкин #Рыбинск #Тутаев #проекты