Мне было наверно года три. Была у меня одна знаменитая в нашем семействе фраза: «Я это не ем». В вопросах пищи я была очень избирательна и категорически отказывалась брать в рот что-либо незнакомое.
Таким незнакомым продуктом случились тогда в нашем доме апельсины. Все с радостью их поедали и были счастливы. Помехой счастью была только я. Со своим «я это не ем». Ребёнок не знает, как это вкусно! Анюта, не будь такой упрямой – ешь!
Накормили насильно. Ну как накормили – кто-то держал, кто-то вкапал мне в рот несколько капель сока. И потом много лет довольные вспоминали, как я, распробовав вкус, сквозь слёзы сказала «Исё» (!Ещё»). Это стало любимым аргументом в борьбе с моим непослушанием.
Видимо это был для меня очень яркий опыт: как бы человек не орал и не хотел принять твою «пользу», его надо «убедить». «Сам же потом будет благодарен!».
Так я и жила практически всю свою жизнь. Осчастливливала всех, кто не мог удрать.
А удрать от меня по-настоящему не могла только я сама… Каких только экспериментов я не проводила над собой ради пользы и всеобщего блага! Финалом-апофеозом всего этого были несколько лет депрессии (официальный диагноз) и психосоматики…
Но, слава Богу, был в моей жизни и другой яркий пример с продуктом из серии «Не ем» - помидором…
Это было летом у бабушки в деревне (тоже, думаю, мне было не больше пяти). Пришли к ней в гости соседки. Мы вчетвером сидели за столом, обедали. И там был ОН. Бабушка положила пластик на край моей тарелки и сказала – захочешь, съешь, нет – оставишь.
Я съела его чисто из любопытства. И потому что меня никто не заставлял.
Потом уже в городе я сильно позабавилась над папой, когда мы в магазине пришли пить сок (помните, были такие воронкообразные посудины, откуда сок по стаканчикам разливали?). Папа, как и всегда, с улыбкой спросил, буду ли я пить томатный сок. Забава была у него такая. Я сказала «буду». До сих пор с восторгом вспоминаю его растерянное изумление. Больше он так не забавлялся :)
Так вот. Из этих двух стратегий самая громкая – первая. В долгосрочной перспективе она не только не рабочая, но и разрушительная.
Вторая (бабушкина) очень, на вид, ненадёжная. Но только у неё есть реальный шанс дать желанный результат. Мои многолетние эксперименты и опыт (часто горький) говорят об этом.
Потому последние несколько лет я учусь жить по стратегии «Ещё мягче!».
Но об этом в другой раз.
СИНДРОМ АПЕЛЬСИНА
1 минута
25 мая 2023