1926. Май, 26
Приговорен к трем годам заключения на Соловках архиепископ Прокопий, в миру – Петр Семенович Титов (1877-1937).
Петр Титов родился в городе Кузнецке Томской губернии, в семье священника. Окончил Томскую духовную семинарию, Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия. В 1901 – пострижен в монашество. Преподавал в Томске, затем в Иркутской духовной семинарии. В 1914 году в Одесском кафедральном соборе хиротонисан во епископа Елисаветградского, второго викария Херсонской епархии.
С 1917 – настоятель Александро-Невской лавры в Петрограде. В январе 1918 был арестован при попытке захвата лавры красноармейцами за отказ выдать ключи от кладовых, освобождён по требованию верующих.
С 1921 года – епископ Одесский и Херсонский. 16 февраля 1923 был арестован и заключен в Херсонскую тюрьму, затем переведен в Одесскую тюрьму. Осуждён к расстрелу «за противодействие изъятию церковных ценностей и за тесные сношения с добровольческим командованием при генерале Деникине». Реальной причиной осуждения было противодействие обновленческому движению – характерно, что священнослужители-обновленцы, сотрудничавшие с деникинцами, не были привлечены к суду. Расстрельный приговор был заменён высылкой с территории Украины. Освобождён в январе 1925, выехал в Москву. Был членом Священного синода при патриархе Тихоне. На похоронах Патриарха Тихона служил панихиду. С июня 1925 года – архиепископ Херсонский и Николаевский. Не имея возможности вернуться на Украину, жил в Москве.
Вновь арестован в ноябре 1925 как сторонник Патриаршего местоблюстителя митрополита Петра (Полянского). Обвинён в принадлежности к контрреволюционной группе духовенства и мирян.
26 мая 1926 Особым совещанием при коллегии ОГПУ приговорён к трём годам заключения, которое с по 3 декабря 1928 отбывал в Соловецком лагере особого назначения. Участвовал, вместе с владыкой Евгением (Зерновым) и другими архиереями в подготовке «Соловецкого послания» советского правительства, в котором говорилось о необходимости невмешательства государства и церкви в дела друг друга. Некоторое время был старшим епископом на Соловках. В 1928 заместителем Патриаршего местоблюстителя митрополитом Сергием (Страгородским) уволен на покой (то есть освобождён от управления епархией).
В 1928 выслан в Сибирь, вначале отбывал ссылку в Тюменском округе, затем – в Тобольске, Обдорске, селе Мужи, селе Киеват. Выступил против Декларации митрополита Сергия (Страгородского), предусматривавшей далеко идущие уступки советской власти, но общения с ним не прервал.
30 июля 1931 арестован в ссылке и обвинён в антисоветской агитации. Хозяин его квартиры, в частности, показал, что архиепископ говорил ему:
«Возьмите сейчас коммуны, колхозы. Почему они бывают неудачные? Да потому, что туда попадают лодыри, тунеядцы и всякий сброд. А возьмите монастыри, в них много общего с коммунами… Можно строить колхозы, но не притеснять религию, а в результате такого враждебного отношения к религии и рождаются их колхозы-коммуны. Если бы веру оставили в покое и власть не обращала бы внимания на нее, было бы лучше. Когда народ стал бы культурнее, грамотнее, он сам бы определил, нужна ему вера или нет; и сам бы по себе культурный народ у религии стал бы относится по-иному, и новым начинаниям она нисколько не помешала».
14 декабря 1931 года Особое совещание при Коллегии ОГПУ приговорило его к трём годам ссылки в Казахстан.
В апреле 1934, после освобождения, уехал к матери в Томск, надеясь здесь вылечиться от малярии, которой тяжело заболел, находясь в ссылке. Однако улучшения самочувствия не наступило. В сентябре 1934 по приглашению знакомого священника Ивана (Иоанна) Скадовского приехал к нему в город Камышин Сталинградской области, где тот отбывал ссылку. 2 октября 1934 архиепископ Прокопий был арестован по подозрению в монархической и антисоветской деятельности. Виновным себя не признал. На допросе заявил, что симпатизирует монархии, однако не является сторонником её насильственного восстановления и считает, что «идея неограниченной монархии в настоящее время отжила свое время, и наиболее желательным в существующих условиях для меня представляется строй, обеспечивающий полное отделение Церкви от государства и гарантирующий Церкви полную свободу и невмешательство государства во внутреннюю жизнь Церкви».
17 марта 1935 решением Особого совещания при НКВД СССР был приговорен вместе со священником Иваном Скадовским к пяти годам ссылки в Каракалпакию в город Турткуль. В доме по ул. Чимбайская, 40, где они жили, была устроена небольшая церковь, куда приходили исповедаться и причаститься и православные местные жители.
24 августа 1937 архиепископ Прокопий и священник Иван Скадовский были вновь арестованы по обвинению в контрреволюционной монархической агитации и организации нелегальной молельни. Виновными себя не признали.
28 октября тройкой УНКВД Узбекской ССР были приговорены к расстрелу, расстреляны 23 ноября 1937 в городе Турткуль.
Выписка из протокола заседания тройки при Народном Коммисаре Внутренних Дел УзССР от 28 октября 1937 г.
Слушали: Дело №392 ККАССР НКВД по обвинению Титова Прокопия Семеновича, 1877 г. рождения, урож. гор. Кузнецка, Зап.Сибирского края. В 1924 году за к-р деятельность осужден к ВМН, впоследствии замененной высылкой с Украины. В 1925 году за к-р деятельность осужден на 3 года и в 1935 году выслан на 5 лет. Служитель религиозного культа – архиерей. Обвиняется в том, что среди населения проводил к-р монархическую агитацию, призывал к активной борьбе с сов. властью, организовал нелегальную молельню.
Постановили: Титова Прокопия Семеновича – расстрелять, лично им принадлежащее имущество конфисковать.
В августе 2000 – причислены к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских.
Источники:
- Ленинградский мартиролог: 1937-1938;
- Священномученик Прокопий (Титов) – Архиепископ Одесский и Херсонский на Соловках. Энциклопедия Соловки. Книга 7. Святые Соловецкого Архипелага;
1935. Май, 26
В инвалидный лагпункт на станции Тайга прибыл о. Севастьян, в миру – Севастьян Севастьянович Сабудзинский, католический священник, приговоренный в апреле 1935 к пяти годам ИТЛ.
Из книги В.А.Ханевича «Католики в Кузбасе»:
Дважды, в 1929 и 1935 гг, пришлось побывать в кузбасских лагерях католическому священнику из Виницкой епархии о. Севастьяну Сабудзинскому (1876-после 1937). Его биография весьма интересна и показательна. Родился он в Каменец-Подольске в семье чиновника. Окончив Каменецкую православную духовную семинарию в 1898 году, был рукоположен в православные священники и стал служить в разных приходах Подольской губернии.
С приходом революции и начала обновленческого движения в Православной церкви в 1919 году в поисках истины примкнул на какое-то время к обновленческому движению, но там не нашел того, что могло удовлетворить его духовные потребности. По мнению о. Севастьяна, православие находилось тогда в состоянии сильного брожения и распада, возникло много течений и ересей. Хорошо зная историю христианства, посчитал, что подобного распада не может быть в Католической Церкви, поэтому в 1925 решился перейти в католичество. В 1927 г. о. Яном Свидерским, генеральным викарием Каменецкой епархии был принят в лоно Католической Церкви.
Служил в приходе в Баре Винницкой области, позднее – администратор Винницкой епархии. Во время богослужений сам лично собирал деньги для храма и для помощи осужденным и их родственникам, а также всем нуждающимся. После ареста о. Яна Свидерского посылал ему деньги в Житомирскую тюрьму, а после его осуждения – в лагерь, помогал также другим.
В 1929 году был арестован и приговорен к 3 годам ссылки. В сентябре отправлен в Кузбасс, в Темир-Тау, откуда в сентябре 1932 был освобожден. Вернулся в Бар Винницкой области и продолжил служение в своем приходе. 12 января 1935 вновь был арестован по групповому делу католического духовенства и мирян. По данному делу проходило девять католических священнослужителей немецкой, польской и украинской национальности.
13 января 1935 был отправлен для дальнейшего следствия в Винницкую, потом – в Киевскую тюрьму. 22 апреля 1935 года на закрытом судебном заседании о. Севастьян заявил:
«По своим внутренним убеждениям я с коммунистической программой не согласен, поэтому я себя считаю врагом советской власти. Следователь на предварительном следствии неправдиво сформулировал мои показания. По христианским верованиям все люди одинаковы, будь они кулаки, середняки, бедняки, и всем требуется помощь. Активной агитации и разговоров со всеми подряд против советской власти я не проводил. Христианская идеология и учение расходятся с коммунистической программой, поэтому христианин не может быть сторонником советской власти. Помощь я собирал не только для арестованных ксендзов, но и для всех нуждающихся. На мой взгляд, иногда советская власть карает и невинных, но понятие виновности условно, этого в принципе нет, кроме понятия помилования. Я слышал, что ксендзов судили за контрреволюционную деятельность, но я выполнял волю прихожан и по христианскому учению мы должны помогать врагам».
Решением закрытого судебного процесса от 20-23 апреля 1935 года о.Севастьян был приговорен к 5 годам ИТЛ с поражением в правах на З года. Отправлен в Сиблаг в инвалидный лагпункт на ст. Тайга, куда прибыл 26 мая 1935 года.
В сентябре 1936 лагерь для него был заменен ссылкой. Поселился в Ставрополе, откуда в апреле 1937 года в Польский Красный Крест пришло его последнее письмо. 28 июня 1938 в польское посольство поступила информация о том, что во второй половине 1937 года он был арестован. Возможно, был приговорен к ВМН и расстрелян.
Источники:
- ГАРФ, ф. 8406, оп. 2, д. 4278;
- Dzwonkowski Roman SAC. С. 421- 422; Madala Т. С. 136;
- Следственное дело № 1733 фп // Архив ЦГАОО Украины;
- Соколовський О. К. С. 180-181;
1952. Май
В Томске арестованы и привлечены у уголовной ответственности по обвинению в измене Родине и активной антисоветской агитации прибывшие по репатриации из Германии немцы, граждане Германии:
- Генрих Генрихович Шульц, 1902 г.р., работавший на ГПЗ-5 шофером;
- Иван Мартынович Нейфельд, 1898 г.р.¸ работавший на ГПЗ-5 кочегаром;
- Абрам Абрамович Шапанский, 1921 г.р., работавший бетонщиком;
- Гергард Гергардович Квиринг, 1907 г.р., работавший на ГПЗ-5 слесарем.
Все четверо осуждены Военным трибуналом на 25 лет лишения свободы и затем на 5 лет лишения гражданских прав.
[ЦДНИ ТО. Ф.607.Оп.1.Д.1698.Л.95.]
Полную информацию о людях, названных в этой публикации, фотографии и копии документов, связанных с ними, вы сможете посмотреть в их личных карточках Томского мартиролога.
Музей располагает электронной базой данных более чем на 200 тысяч человек, прошедших за годы советской власти на территории Томской области через горнило «чрезвычаек» и «троек», раскулачиваний и массовых депортаций народов.