Про Чесменское сражение многие помнят ещё со школьных уроков истории. Турецкому флоту в 1770 году было нанесено тяжёлое поражение, с которого, собственно, и начался закат великой Османской империи. В честь российской победы были построены церковь, дворец и памятники, граф Алексей Орлов стал «Чесменским», битва была увековечена на многих полотнах и барельефах. С 2012 года день победы в сражении 7 июля стал отмечаться в современной России как день воинской славы. Успех был достигнут сплочёнными действиями множества доблестных русских моряков, но об одном из них стоит упомянуть отдельно.
Ильин Дмитрий Сергеевич родился в Углицкой провинции в 1737 году. Дворянский род его был старинный, но небогатый, а отец был отставным кавалерийским офицером. Дмитрия же увлекала иная стихия, и он в 1764 году окончил Санкт-Петербургский морской корпус, выпустившись мичманом. Ходил по Балтийскому и Северному морям, участвовал в военной экспедиции в Средиземное море. В 1769 году настоял на своём назначении на бомбардирское судно «Гром» командиром мортирной батареи. На этом корабле Ильин и прибыл в Чесменскую бухту.
Сражение началось с артиллерийской дуэли между обеими эскадрами, которая длилась с переменным успехом. Необходимо было предпринять более решительные действия, и русские начали их первыми. К турецким линкорам было направлено 4 брандера – небольших груженных порохом кораблей, на которых обычно подходили к врагу и поджигали его. Турки, не желая такой участи, открыли по смельчакам ураганный огонь. Брандеры Макензи и Дугдаля – английских офицеров на русской службе, не дойдя до целей, взорвались. Брандер князя Василия Гагарина подошёл к одному из турецких линкоров, который к тому времени уже был подожжён артиллерией. Оставалась надежда на брандер, которым командовал Ильин.
Умело лавируя и уклоняясь от огня, корабль лейтенанта сблизился с 84-пушечным линкором и сцепился с ним абордажными крючьями. Команда вмиг запалила снасти неприятельского судна. Запылали паруса, начали детонировать пороховые запасы. Горящие обломки полетели в сторону других кораблей, помог и ветер. И вскоре огненный вал захлестнул турецкую эскадру. Подобного успеха никто не ожидал.
Всего во время битвы в Чесменской бухте было уничтожено 20 больших и около 40 вспомогательных кораблей, погибло до 10 тысяч турецких моряков. На памятной медали потом было выбито только одно слово: «Былъ». Лучше про турецкий флот и не скажешь.
Дмитрий Сергеевич, конечно же, был обласкан высочайшими милостями. Одной из наград стал недавно учреждённый орден Святого Георгия. После выхода в отставку офицер спокойно проживал в своём поместье, где скончался в июле 1802 года. Сыновья продолжили военно-морскую династию, а дочерям был пожалован ежегодный пансион от императорского дома. Имя Дмитрия Ильина носило 3 корабля российского флота, в его честь названа улица в Твери.
Подписывайтесь на наш канал, и мы с удовольствием поведаем или напомним Вам о многих героях и выдающихся личностях Отечества. Кстати, в нашем архиве уже скопилось немало интересных публикаций.