Найти тему
ВЦИОМ

Большая перезагрузка. Как кризис изменит наш образ жизни и рынок труда

Известный американский социолог, автор концепции «креативного класса» Ричард Флорида в своей книге, вышедшей по горячим следам Великой рецессии 2008-2009 гг., размышляет о переменах, которые должны произойти, чтобы мир оправился от этого кризиса. Судя по тому, что спустя десятилетие после выхода книги мир продолжает трясти, «Большая перезагрузка», или длительный период глубокой перестройки экономики и общества, о которой пишет Флорида, действительно необходима! Текущий кризис носит не структурный, а системный характер, а значит, выход из него — в изменении самой системы. Таком же масштабном, какими были изменения после глубоких кризисов 1870-х и 1930-х годов. Перезагрузка необходима для «формирования нового образа жизни, определяемого новыми желаниями и потребностями, новыми моделями потребления, которые подстегивают экономику, создавая условия для расширения производства и повышения продуктивности, для появления новых лучших рабочих мест». Автор предполагает, что новый образ жизни, по крайней мере в Америке, «будет в меньшей мере, чем прежний, ориентирован на приобретение машин и домов, не так активно будет происходить и процесс субурбанизации», изменится структура расходов семей: мы меньше будем тратить на вещи, но больше — на здоровье, знания и приобретение впечатлений.

Собственные дом и автомобиль, по мнению социолога, должны в значительной степени уйти в прошлое. «В условиях экономики, отличительными чертами которой являются мобильность и гибкость, дом, если его невозможно продать, загоняет людей в экономическую ловушку». Значит, многим предстоит сократить размеры жилья, которое они хотят купить, сменить собственный дом в пригороде на квартиру в городском центре — либо даже отказаться от владения жильем в пользу его аренды. Кроме того, «наш новый образ жизни будет значительно меньше зависеть от автомобилей», а значит, предстоит вложить огромные ресурсы в развитие общественного транспорта — как в городах, так и между ними. Флорида делает ставку не на новые города, которым Америка наполнилась после Депрессии 1870-х годов, и не на субурбию (пригородную застройку), пышно распространившуюся после Депрессии 1930-х. Его фавориты — мегарегионы, или агломерации, включающие большие, малые города и пригороды. «Мы являемся свидетелями возникновения нового, более значительного и насыщенного экономического ландшафта, в котором присутствуют, например, такие мегарегионы, как территория, протянувшаяся от Бостона к Нью-Йорку и Вашингтону, лежащая между Шанхаем и Пекином или окружающая Лондон». Для такого типа расселения прежде всего нужно построить высокоскоростные магистрали, уже густо покрывшие Западную Европу и Китай (но полностью отсутствующие в Северной Америке и Восточной Европе).

Когда и как это произойдет? Когда отдельные элементы новой экономической системы, которые сейчас уже присутствуют в разрозненном или зачаточном виде, образуют целостную систему. К значительному повышению производительности экономики приводит не само по себе создание новых технологий, а формирование работающей на их основе системы. В этом — ключ к успеху Перезагрузки! «Кризисы не препятствуют появлению нововведений, но, поскольку экономика находится в состоянии депрессии, она имеет тенденцию их задерживать и аккумулировать, поэтому, когда наступает период восстановления, они все разом выходят на поверхность». Ситуация ухудшается до определенного предела, но параллельно растет неиспользованный резерв, который со временем начинает подпитывать новые идеи и новые инвестиции. Они становятся топливом для новой волны роста. Другой вид «топлива» — массовое перемещение населения из умирающих центров прежней эпохи в формирующиеся новые. Это помогает созданию более продуктивного экономического ландшафта путем новой «пространственной фиксации». Подобные перемещения «изменяют соотношение сил между городами, регионами и целыми народами. Одни места переживают расцвет, другие приходят в упадок, и это зависит от их способности привлекать, удерживать и эффективно использовать возможности самых разных людей». Растущие регионы используют новые технологии и привлекают новые таланты.

Перезагрузка проходит в несколько этапов. На первом разрушаются прежние институты, сокращаются расходы и рабочие места. На втором на рынок постепенно выходят различные инновации. На третьем этапе они объединяются в крупные технологические и инфраструктурные системы. На четвертом «закладывается основа нового экономического порядка, увеличивается скорость и активность городской жизни. Наконец, на пятом этапе появляется новая пространственная фиксация… Так мы получаем физическое воплощение нового образа жизни, который открывает дорогу новым видам потребления, способным подпитывать экономический рост». В прошлом Перезагрузка после Депрессии 1870-х годов превратила сельскохозяйственную Америку в «индустриальную державу, чьи гигантские промышленные города стали центрами производства и мощными источниками инноваций». Перезагрузка после Депрессии 1930-х годов масштабировала впервые найденную Генри Фордом модель массового производства и массового же потребления, превратив Америку в страну пригородов. Великая рецессия 2010-х должна подвести черту под субурбанизацией, которая больше не отвечает требованиям экономики, где креативность стала главной производительной силой. «Сегодня процветают те районы, где выше скорость обращения идей, больше плотность талантливых и творческих людей — места с максимально высоким метаболизмом». Скорость и плотность — отличительные черты новой пространственной фиксации, которую может породить Великая рецессия.

Большие перезагрузки, как утверждает Флорида, «являются поворотными пунктами экономической истории». Они развиваются естественным образом: сперва появляются инновации, создаются новые большие системы, затем обновляются жизненные и трудовые модели, а в результате меняется экономический ландшафт. Очередная Перезагрузка знаменует фундаментальный переход от индустриального к интеллектуальному и креативному экономическому порядку. Социолог рекомендует отказаться от спасения финансовой и жилищной системы, которая исчерпала себя, и от поддержки старых компаний, которым уже не выжить. Вместо этого следует использовать имеющиеся ресурсы для ускоренного перехода к интеллектуальной экономике. Отказываясь от прежних производственных специальностей, она активно создает новые рабочие места в интеллектуальном секторе и сфере услуг. «Поэтому необходимо всячески поддерживать рост высокооплачиваемых интеллектуальных и креативных специальностей». Ближайшая задача — интеллектуальный и креативный поворот в сфере услуг, которая пока остается средоточием низкооплачиваемых и низкоквалифицированных сотрудников. Такого поворота удалось добиться на производстве, а значит, это возможно и в услугах. Нам также «необходима такая система обучения и развития, которая в массовом порядке мобилизовала и использовала бы креативные способности», — не единиц, а огромного большинства людей. Нужны гигантские вложения в новую транспортную инфраструктуру — именно она может оживить угасающие ныне города и местечки, связав их с процветающими мегаполисами в единые мегарегионы. «Образование и инфраструктура, креативность и взаимообмен» — вот пароль новой Перезагрузки. Которая, несмотря на прошедшее с момента выхода книги десятилетие, похоже, так толком и не началась…