Найти тему
artoholic.кино

«Балабанов. Колокольня. Реквием»: последний путь гения

Любовь Аркус, протеже и одна из лучших подруг Алексей Балабанова, в прошлом году выпустила настоящий долгострой, который рассказывает о съемках последней картины режиссера «Я тоже хочу» и охватывает последние годы его жизни. В этой документальной картине сочетаются как рассуждения о творчестве Балабанова, так и моменты его личной жизни. Док во многом является уникальным, поскольку Алексей обычно не подпускал к себе так близко камеры, не любил раскрывать моменты столь интимного характера; оттого поначалу несколько смущает столь близкий взгляд на фигуру культового постановщика 90-х и нулевых.

Кадр из фильма «Балабанов. Колокольня. Реквием»
Кадр из фильма «Балабанов. Колокольня. Реквием»

Начало ленты в ключе ретроспективы анализирует весь снятый материал Балабанова, с перспективы прошедшего времени делает определенные выводы и подводит итог искусства режиссера. Но это только начало. Далее мы погружаемся в то время, когда снимался заключительный фильм-притча, в котором Алексей рассуждает о счастье, которого достойны люди, и ставит жирную точку в своей карьере. Зная о своей болезни (об этом узнают и зрители в начале документальной картины), он отдавался на все 100% на съемках, чему свидетельствуют те уникальные кадры, что демонстрирует нам Любовь Аркус. Оставшаяся часть кинополотна является хроникой последних месяцев жизни Балабанова, его борьбы с собственным одиночеством и, как кажется, принятием факта приближающейся смерти.

Сказать, что фильм получился личным как для фигуры, вокруг которой строится повествование, так и для постановщика сего действа, — не сказать ничего. Подобной отдачи и уровня искренности редко удается достичь в схожих лентах. К примеру, недавний док о Майкле Дж. Фоксе «Неизменный», несмотря на все показанное на экране, так и не смог заставить в полной мере сопереживать герою. Возможно, дело в том, что фигура Балабанова в постсоветском пространстве имеет куда более важное значение, а может, дело именно в намерениях людей, создававших обе эти картины.

Кадр из фильма «Балабанов. Колокольня. Реквием»
Кадр из фильма «Балабанов. Колокольня. Реквием»

Так или иначе, даже ненавистникам режиссера «Брата» и «Груза 200» может быть интересно взглянуть на личность по ту сторону экрана с несколько другого угла. В конце концов, одной из задач ленты можно назвать попытку приоткрыть завесу тайны над человеком, которого так часто кличут создателем «чернухи», законченным расистом и националистом. Аркус наглядно демонстрирует, что важно разграничивать постановщика и тех персонажей, что он являет зрителям, поскольку сам Балабанов в жизни был тихим, скромным интеллигентом, глубина мысли которого позволяет рассуждать за рамками стереотипов и приевшихся понятий.

Помимо самого Алексея, в доке часто фигурируют два крайне значимых для него человека: его жена Надежда Васильева и неизменный продюсер Сергей Сельянов. Они без прикрас рассказывают об их дорогом Алеше, о своих с ним отношениях, о его мании во всем, что так или иначе связано с кино. Историй поведана масса, в том числе не обошли трагическую гибель лучшего друга Балабанова и его коллеги Сергея Бодрова младшего. Во многом смерть последнего повлекла то физическое и психологическое состояние, с которым остаток своих дней жил Алексей. Этот удар он не перенес легко, едва ли он вообще его перенес. Ведь, как известно, смерть никогда не забирает одного.

Кадр из фильма «Балабанов. Колокольня. Реквием»
Кадр из фильма «Балабанов. Колокольня. Реквием»

Грустный конец документального фильма, равно как и самого режиссера, оставляет весьма нелегкий осадок. Терять гениев всегда тяжело. Осознавать, что новых творений не последует, а старые будут вечно переживать все новые нападки и трактовки, по-настоящему удручающе. В правде ли сила, и что это вообще за измеритель — «сила»? Теперь каждый сам отвечает себе на этот вопрос. Но что можно сказать наверняка, так это то, что впереди всего стоит искусство, и личности, способные его порождать. С этой мыслью наверняка жил Балабанов, и именно она во многом была его путеводной звездой, побуждающей создавать такие провокационные, но в то же время важные для общества картины.

Автор: Кирилл Титов