Найти тему

Внимание – дети! Детский травматизм на дорогах

В последние годы особое внимание уделяется безопасному поведению детей на дорогах страны. Об изменениях в правилах дорожного движения, о нарушениях при перевозке маленьких пассажиров и о том, как обезопасить своих детей на прогулке или по дороге в школу, нам рассказал начальник отдела пропаганды безопасности дорожного движения управления ГИБДД УМВД России по Магаданской области подполковник полиции Владислав Клепцов.

Вопрос-ответ

– Владислав Анатольевич, давайте сегодня поговорим о детском травматизме на дорогах. Как вы оцениваете ситуацию с дорожным травматизмом детей и подростков в Магаданской области?

– В целом ситуация с аварийностью с участием детей складывается положительная. Мы провели анализ аварийности и, если взглянуть на график № 1 с 2015 по 2022 год, то количество таких происшествий ежегодно снижается. Если мы посмотрим внимательно на график 2020 года, мы увидим, что у нас регистрировалось минимальное количество происшествий с участием детей. Тут можно выделить, что год был особый, когда все-таки вводились ограничения, снижались транспортные, пешеходные потоки и это повлияло в том числе и на безопасность движения. Проводимая работа Министерством образования, правительством Магаданской области непосредственно с Госавтоинспекцией все-таки влияет на все эти моменты, на которые мы обращаем внимание, и аварийность ежегодно снижается. Если у нас в 2015 году было 37 происшествий с участием детей, в которых 45 детей получили телесные повреждения и 2 ребенка погибли, то в 2022 году этот показатель составил 26 происшествий, из них 28 детей получили телесные повреждения, погибших нет. В этом году у нас уже, к сожалению, произошло 3 происшествия с участием детей. Хотелось бы отметить, что были нарушения правил перевозки детей.

-2

– Скажите, пожалуйста, существует ли какая-то закономерность, которая влияет на уровень детского дорожно-транспортного травматизма?

– Да, закономерности существуют. График №5 отражает состояние аварийности за 5 лет, и в нем мы распределили количество происшествий по месяцам. Если с января по март среднее значение – 2 происшествия в месяц, то с апреля по май и начало июня у нас всегда ежегодно совершается больше происшествий с участием детей. Обусловлено это одним фактором – у детей появляется больше времени, в этот период они начинают выходить на каникулы, солнечные дни увеличиваются, дети больше времени проводят на улице, и в этот момент часто происходит увеличение количества происшествий. В этот период, в конце мая, ежегодно у нас проводится внеплановая операция «Внимание дети!». Мы обращаем внимание пешеходов и водителей, что необходимо обращать внимание на профилактику ДТП с участием детей. Следующий всплеск аварийности начинается в сентябре – октябре, дети приезжают с каникул и только начинают ходить в школу, при этом часто бывает так, что со школы они идут не домой, а проводят время на улице, это тоже является одним из факторов, который все-таки увеличивает количество происшествий. А в конце года всегда количество происшествий снижается.

– А есть ли какие-то статистические данные, дети какого возраста чаще всего страдают или же гибнут в ДТП?

– Да, мы и такой анализ проводим ежегодно, направляем эти сведения в Министерство образования, чтобы они могли довести эту информацию до педагогов. Кроме этого, направляем эти сведения и в детско-юношеский центр безопасности движения. Они уже с лабораторией безопасности отрабатывают конкретные классы, в которых выявлялись нарушения. Из графика №4 мы можем видеть, что меньше всего количество происшествий регистрируется с участием первых и вторых классов. Это обусловлено только одним – родители еще переживают за своих детей, они их встречают и отвозят в школу. Но если мы возьмем 7 – 8 классы, то чаще всего пиковые значения приходятся на эту категорию учащихся, здесь дети уже понимают свою самостоятельность и в этот момент становятся участниками происшествий. Хотелось бы отметить, что количество происшествий с учащимися 9 – 11 классов не так много, но на эту категорию приходится особый вид происшествий, в этом возрасте они начинают управлять мототранспортом, это иногда заканчивается печальными последствиями. В прошлом году было происшествие в микрорайоне Солнечный. Несовершеннолетние взяли автомобиль, не справились с управлением и опрокинулись. В отношении несовершеннолетнего водителя возбуждено уголовное дело за причинение тяжкого вреда здоровью. Рекомендую родителям не оставлять без присмотра ключи и самое главное проводить беседы с детьми о том, что управление транспортными средствами – это опасно, и чтобы управлять – необходимо сначала обучиться, получить основы безопасности поведения за рулем и только потом уже передвигаться по дорогам. Напомню, что мотоциклом можно управлять с 16 лет, а автомобилем с 18 лет.

-3

– В нашем городе есть отряд юных инспекторов дорожного движения, они помогают в обучении детей безопасному поведению на дороге?

– Да, конечно помогают. Организация деятельности отрядов ЮИД заключается в том, чтобы научить одного ребенка основам безопасности дорожного движения, а он уже проводит работу в своей школе со сверстниками. В Магаданской области в каждом муниципальном образовании есть отряды ЮИД, и на сегодняшний день количество участников – более 300 человек. Ежегодно проводятся всероссийские конкурсы, где ребята уже имеют возможность соревноваться с отрядами из других регионов страны. Работа ведется, количество отрядов ЮИД ежегодно растет, и детям это интересно. Самое главное, что это влияет, в том числе и на безопасность. Правовая грамотность несовершеннолетних увеличивается.

– В некоторых районах пешеходные переходы расположены далеко друг от друга, кое-где их, как и тротуаров, вообще нет, соответственно, велик соблазн перебежать дорогу в неположенном месте, как быть в данном случае?

– Здесь необходимо, конечно же, обращаться к правилам дорожного движения и соблюдать основные нормы, переходить дорогу только в разрешенных для этого местах. Существуют два разрешенных места: регулируемый пешеходный переход, по статистике на них происходит намного меньше происшествий, поэтому нужно объяснить ребенку, что следует дождаться пока включится разрешающий сигнал светофора, дальше посмотреть – остановился ли автомобиль и только потом спокойным шагом переходить проезжую часть; нерегулируемые пешеходные переходы, на них бывают сложности для несовершеннолетних. В правилах сказано: «перед выходом на нерегулируемый пешеходный переход пешеход должен оценить расстояние и скорость до транспортного средства». Мы, взрослые, очень легко это понимаем и можем оценить расстояние, чтобы понять – будет наш выход на переход безопасным или нет, но с детьми бывают такие трудности, они еще не умеют это правильно оценивать. С детьми необходимо проводить беседы и рассказывать им, как правильно действовать. Подошел к пешеходному переходу – остановись, дождись пока автомобиль остановится, только потом безопасно переходи дорогу. Нерегулируемые пешеходные переходы тоже несут угрозу, когда дорога многополосная (3-4 полосы для движения), один остановившийся автомобиль перед пешеходным переходом скрывает пешехода, который уже идет по проезжей части, а второй автомобиль не останавливается, поэтому ребенку нужно объяснить следующее: дошел до остановившегося автомобиля – задержись, посмотри есть ли там другие движущиеся автомобили и только потом спокойным шагом иди дальше. Хочу обратить внимание, что в правилах четко сказано: «пешеходы должны переходить проезжую часть». Не бегать, не ползти, а просто переходить.

-4

– Владислав Анатольевич, а как правильно построить маршрут с ребенком?

– Смоделируйте ситуацию похода от дома до школы. Проведите его, расскажите все возможные угрозы, где они начинаются, где пешеходные переходы, дворовые территории, как правильно переходить, как правильно идти, на что обращать внимание, чтобы ребенок в последующем, когда с ним не будет взрослого, смог все сделать самостоятельно и не нарушать правила. В Магадане нет ни одного регулируемого пешеходного перехода нарисованного по диагонали, поэтому на регулируемых пешеходных переходах переходить дорогу можно только под прямым углом, то есть, чтобы перейти с одной улицы на другую необходимо сначала перейти одну проезжую часть, потом перейти другую, по диагонали ходить нельзя. В школах мы ежегодно говорим об этом, но такие нарушения выявляются. Правило еще предусматривает переход проезжей части в неустановленных для этого местах, там, где нет пешеходных переходов, но научите своих детей, что переходить в неположенных местах небезопасно, дети не могут оценить опасность, они еще не понимают, что автомобиль не может мгновенно остановиться и иногда становятся участниками ДТП, переходя дорогу вне положенных для этого местах. Помните, если вы соблюдаете правила, то и ваши дети также будут соблюдать правила дорожного движения.

– Как научить ребенка соблюдать правила дорожного движения?

– Самое главное – с ребенком необходимо беседовать и показывать все на личном примере. В каждом образовательном учреждении создаются и утверждаются, согласовываются, в том числе сотрудниками Госавтоинспекции, безопасные маршруты. К этому мы относимся очень скрупулезно. В холле каждой школы есть безопасный маршрут – как со школы безопасно дойти к пешеходным переходам, и где лучше всего переходить дорогу. Поэтому ознакомьтесь с этими маршрутами в школе, в детских садах и обязательно используйте их, потому что там мы уже прорабатываем все так, чтобы вероятность возникновения происшествий была минимальная. С первого по третий класс необходимо составлять индивидуальный маршрут: дом-школа-дом, его можно составить, оговорить и вклеить в дневник, в тетрадь, чтобы ребенок понимал, в каком направлении ему двигаться и как безопасно идти.

– Какая категория граждан чаще всего получает травмы при ДТП?

– Если обратить внимание на график №2, который касается несовершеннолетних, чаще всего травмы получают пассажиры. Обусловлено это несоблюдением скоростного режима, и как последствие – столкновениями, где дети чаще всего получают травмы. Следующая менее защищенная категория – пешеходы. В прошлом году было травмировано 39 процентов. Далее – это водители-велосипедисты. Эта категория чаще всего нарушает правила движения на пешеходных переходах. Напомню, что в правилах сказано: перед пешеходным переходом мы должны сначала спешиться и везти велосипед рядом, только тогда будет обеспечена безопасность движения. Пешеходный переход – это место, где должны пересекать дорогу пешеходы, так как, находясь на велосипеде, по правилам вы признаетесь водителем. И последняя категория (14 процентов) – это водители транспортных средств. Вот этой категории просто не должно быть, потому что дети не имеют водительских удостоверений, и садиться за управление любыми транспортными механическими средствами им запрещено правилами.

-5

– Давайте обратим внимание на родителей, какие они должны соблюдать основные правила, отправляясь в поездку на автомобиле с ребенком?

– В этом году выявлялись правила перевозки детей, которые повлекли за собой причинение вреда здоровью несовершеннолетним. Требование одно: дети до 7 лет должны перевозиться на заднем пассажирском сиденье только в детских удерживающих устройствах. Всего их существует три вида: автолюлька, когда ребенок только родился, он перевозится лежа и едет против хода движения, обусловлено это тем, что при столкновении не будет захлестывания головы, и масса тела правильно распределиться по креслу, он должен быть уже пристегнут пятиточечным ремнем безопасности. Следующее – это кресло, в котором ребенок уже сидит, чаще всего его используют при перевозке детей старше одного года, и бустер (нижняя часть от автокресла) помогает приподнять ребенка, чтобы он сидел правильно, и ремень безопасности проходил ровно по ключице и не давил на шею, это позволяет сделать так, чтобы ребенок комфортно себя чувствовал в кресле, но при этом ремни безопасности сохраняли ему жизнь. Хочу отметить, что безопаснее всего ребенка перевозить на заднем правом сиденье. Обусловлено это одним фактором: когда вы останавливаетесь и производите высадку и посадку пассажиров, вы будете это осуществлять со стороны тротуара или обочины. Теперь обратим внимание на перевозку детей на переднем сиденье. До 12 лет дети должны перевозиться только в детских удерживающих устройствах, других вариантов нет, и с 12 лет они могут пристегиваться штатными ремнями безопасности, но если вы все-таки посадили ребенка на переднее сиденье в детском удерживающем устройстве, не забудьте отключить подушку безопасности в автомобиле, это правила, которые должны соблюдаться. На заднем сиденье детей с 7 лет можно перевозить, пристегивая штатным ремнем безопасности. Перевозка детей на руках, не пристегнутыми ремнями безопасности, приводят к смертельным травмам, такие факты у нас были. В 2020 году в Сусуманском районе погиб ребенок, который перевозился в автомобиле и не был пристегнут ремнем безопасности. В 2015 году ребенок также перевозился в автомобиле, не был пристегнут ремнем безопасности, в результате чего погиб. Обезопасить своих детей можно только одним способом – пристегнув ремнем безопасности. Нужно помнить, если у вас салоне пассажиры дети, самое главное –выбирать безопасную скорость движения. Если мы вспомним 2015-й и 2020-й г., то здесь у водителей был неправильный выбор безопасной скорости движения, фактически они двигались настолько быстро, что не смогли справиться с управлением, и происходило опрокидывание транспортных средств.

– Как сотрудники ГИБДД борются с такими безответственными родителями?

– Мы приближаем экипажи Госавтоинспекции к образовательным учреждениям и, к сожалению, каждый раз выявляются административные нарушения. За нарушение правил перевозки детей штраф существенный – 3 000 рублей, столько же примерно стоит и автокресло. Проблема кроется в другом – никто не застрахован от дорожно-транспортных происшествий. Даже если вы придерживаетесь правил, то другой водитель, к сожалению, может их не соблюдать. Таких нарушителей выявляется около 300 в год. Перед началом движения вы должны убедиться, что ваш ребенок пристегнут, это позволит сохранить ему жизнь.

-6

– Какие изменения произошли в этом году в ПДД?

– 1 марта внесли изменения в правила дорожного движения. Теперь в них оговаривается такое транспортное средство, как средство индивидуальной мобильности (СИМ) – это моноколеса и электросамокаты. Для них установлены правила, есть определенные требования, которые каждый, кто им управляет, обязан соблюдать. Дети до 7 лет могут ездить на электросамокатах, но единственное требование – они должны передвигаться в пределах пешеходных зон в сопровождении законных представителей. С 7 лет уже есть послабление, и они могут управлять самостоятельно, но выезжать на проезжую часть им запрещается. И самое главное требование – пешеходы имеют преимущество, и вы должны уступать им дорогу, и скорость вашего самоката не должна превышать 25 километров в час, а масса СИМ быть не более 35 кг, если выше, то в пределах пешеходных зон уже ездить нельзя. В случаях, когда нет тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, то можно выезжать на край проезжей части, но делать это в исключительных случаях, это больше касается взрослых. Детям объяснять нужно следующее – кататься можно только в безопасных местах: пешеходные дорожки, тротуары, парки. Соблюдение вот этих простых правил позволит снизить аварийность. Ежегодно фиксируются ДТП с погибшими, в том числе с участием несовершеннолетних, которые используют СИМ, поэтому в этом году и назрели изменения в ПДД.

– В завершение нашей сегодняшней встречи, что бы вы пожелали магаданцам, как взрослым, так и детям?

– Первое: соблюдать правила дорожного движения, всегда быть внимательными на проезжей части, не расслабляться. Бывают такие факторы, которые влияют на безопасность, в основном это сложные погодные условия. Встретьте своего ребенка, проводите его до школы, это позволит сделать так, чтобы у нас количество происшествий с участием детей, конечно же, снижалось. Также помочь своему ребенку вы можете, используя световозвращающие элементы, так как у нас все-таки темного времени суток больше, поэтому световозвращающие элементы позволяют заблаговременно водителю увидеть несовершеннолетнего, принять меры к снижению скорости. Такой ребенок более заметен на проезжей части, и вероятность ДТП уменьшается. Детям объяснить следующее: гулять нужно в установленных для этого местах, перед тем как выходить из-за предметов, которые ограничивают обзорность (стоящие автомобили, угол дома), нужно остановиться, посмотреть за предмет, который ограничивает обзор, и только после этого безопасно уже идти дальше.

Автор: Владимир Корсунский