Лидер партии «Справедливая Россия – За правду» Сергей Миронов заявил, что легковой автомобиль в РФ превращается из средства передвижения в роскошь. Поэтому: "нашей стране необходим национальный проект «Народный автомобиль», согласно которому стоимость автомобиля составить около 500 000 рублей".
Как человек не чуждый автомобильной тематике, накопивший увесистый рюкзак с опытом эксплуатации не одного и даже не двух десятков самых разных автомобилей, разумеется, я просто не мог пройти мимо этой темы. Знаю, что среди читателей много автомобилистов, но даже если вы и не водите машину, возможно сможете найти для себя кое-что интересное в этой статье.
Критика отечественного автопрома стоит на трёх опорах: качество (низкое, плохое, недостаточно хорошее, несоответствие времени), цена (слишком высокая в принципе, либо не соответствует содержанию по мнению "эксперта"), скудный выбор.
"Москвич" стал новым объектом атак, где к обозначенным выше добавилось ещё и китайское происхождение новой модели. Как правило, сложно понять в чём именно проблема: китайское (по мнению) априори плохое или "лучше уж оригинал". В любом случае претензии к слишком высокой цене звучат и здесь. Напомню, что компактный кроссовер с шильдой "Москвич" может стать вашим за 2,3 млн в приличной комплектации и коробкой дефицитной для наших производителей коробкой автомат.
Прежде чем вернуться к идее депутата Миронова немного цифр. Сколько и почём вообще продаются машины в России сейчас? В рейтинге самых продаваемых за минувший апрель лидирует Lada Granta. 18340 жителей страны стали обладателями этого авто, цена которого начинается от 640 000, хотя в приличной комплектации она вырастет на несколько сотен. СМИ отмечают рост объёма продаж в 8,4 раза. Правда не уточняют к предыдущему месяцу, апрелю 2022 или за гад.
Представитель знакомой мне марки Geely - модель Coolray стала "ласточкой" для 4154 автовладельцев. В апреле 2022 их было продано всего 244 экземпляра. Стоимость компактного кроссовера начинается от 2,3 млн. рублей.
Третье место занял вседорожник LADA Niva Travel с показателем 3777 машин. Что так же в 4,1 раза больше, чем в том же месяце год назад. Обладателем этой машины можно стать отдав чуть более одного миллиона. Кстати, один мой знакомый махнул свой не молодой Lexus LX 470 в триедин. Тот случай, когда покупатель получил помимо машины ещё и доплату. Да, такое тоже возможно! (о причинах и мотивации не буду).
Автомобиль другой популярной марки из Поднебесной, который и я рассматриваю в качестве городского семейного авто - Haval Jolion определённо к концу года обгонит многих конкурентов. В апреле 3528 человек получили ключи от кроссовера, а вот в прошлом году таких было всего 397. Справедливости ради, это новая машина. Эту машину в хорошей комплектации прямо сейчас можно купить за +-2,5 млн. рублей.
Автомобиль марки Chery был первым китайцем за рулём которого я оказался. Отъездив на Tiggo 5 около 20 тыс км. С тех пор автомобили этой марки сильно изменились. Chery Tiggo 4 PRO остановили свой выбор 3447 покупателей. Стоимость этой машины в районе 2-2,1 млн.
Ещё одна модификация "народного вседорожника" LADA Niva Legend стал "членом семьи" для 2804 владельцев, что в 4,1 раза больше по сравнению с прошлым годом. Это один из самых дешёвых автомобилей на рынке. Цена его в районе 800 000 рублей.
Tiggo 7 PRO Max лично мне не знаком, но знаю парочку довольных автовладельцев. В апреле таких было продано 2551 штуки. Стоимость этого кроссовера в зависимости от комплектации варьируется от 2,1 до 2,6 млн.
OMODA - один из суббрендов Chery недавно появился на рынке, но уже стремительно набирает популярность. Так в апреле было продано 2467 автомобилей модели C5.
Ещё один представитель Haval купе-кроссовер Haval F7x тоже знаком мне не понаслышке. Машина специфическая, хотя и вполне комфортная. Её популярность тоже выросла в 5,6 раза до 1297 машин. Кстати, когда я бороздил просторы на F7x её цена была в районе 1,4 млн., а сейчас около 2,5 млн.
Замыкает десятку самых популярных Geely Tugella. Эта машина тоже знакома мне и я могу назвать её самой комфортной и футуристичной из всех "китайцев", которые были в моём распоряжении за последние семь лет. Таких было продано1275 автомобилей (рост в 6,9 раза). Стоимость этой машины около 3,5 млн. рублей.
Как видно из этих данных, средняя стоимость самых популярных на сегодня автомобилей - около той цены, по которой и предлагают "Москвич". Поэтому все нападки конкретно на эту машину в духе "чё так дорого" - несостоятельны по сути. Однако и выбор у вас есть. Не нравится эта - возьмите другую!
Впрочем, разговор же у нас не о том. Возвращаясь к предложению Миронова, стоит ответить на два вопроса: можно ли и нужно ли? С первым всё достаточно просто. Да, можно. Но для этого необходимо вложить несколько миллиардов в разработку платформы, коробки и тд. Учитывая возможности и конъюнктуру рынка ни один производитель делать этого не будет. Значит должно государство! А должно ли?
Даже если взять за основу ту же самую "Гранту". Что будет в итоге? Очевидно нечто предельно компромиссное и далёкое от образа современного автомобиля. Чудес не бывает. Сумма, которую озвучил лидер "Справоросов" эквивалента паре дронов Мавик3 или комплект хорошего фотоаппарата с парой приличных объективов. Хорошим такой автомобиль не может быть в принципе.
По этой причине я и считаю слова Миронова обычным депутатским популизмом, которым, кстати, страдают и многие кухонные эксперты. Кто оценивает "автомобильный рынок" и покупательскую способность перемещаясь на общественном транспорте. Кстати, ставшим не в пример более комфортным.
На мой взгляд, не цена должна определять бытиё, но качество, современность, актуальность. Вопросы обслуживания, надёжность и остаточная стоимость на вторичном рынке. Люди не должны "довольствоваться тем что есть". Автомобиль - прекрасный стимул для развития, цель. Достижение которой тащит за собой рост и по другим направлениям. Поэтому есть машины разной ценовой категории. Достигая одного уровня ты можешь поднять планку и перейти на новый уровень. Словом, стимулировать нужно возможность работать и зарабатывать, а не купить что-то дешёвое. Это лично мой ответ на вопрос "нужно ли".
А вот, что нужно? Не дотации автопрому и создание заведомо сомнительных проектов, а развитие среды, инфраструктуры. Не покупка, а владение автомобилем должно быть более доступным. И это не только про стоимость. Парковки, АЗС, сервисное обслуживание и тд. Это касается и дорожной сети, пробок и много из того, что формирует уровень комфорта владения машиной. И, если у большего числа жителей страны будет стимул владения собственным авто. Не только (а быть может и не столько) для перемещений по городу, но автопутешествий, поездок на базы отдыха или просто загород, тогда люди будут стремиться больше зарабатывать, ставить цели и достигать их. А не лежать на диване и нудить "о том, как всё плохо в стране, где к тому же ничего нет!"
Спасибо всем, кто дочитал до конца. Если автотема вам интересна - в следующий раз расскажу о подводных течениях связанных с "серым импортом авто". Почему я бы не рекомендовал в это ввязываться на конкретном живом примере.
Спасибо каждому, кто не поленился нажать "палец вверх!" Делитесь мыслями в комментариях!
Подписывайтесь, если ещё нет!
Дмитрий Матвеев ||
Все фото в этой статье мои
DM_812 В ВК vk.com/dm_812