Дед Платон плакал. Каждый раз он выходил 9 мая из своей калитки, садился на скамейку у дома и плакал. Мимо пробегали нарядные ребятишки с воздушными шариками и флажками, чеканили шаг гордые ветераны войны, звеня наградами на парадных пиджаках, отовсюду доносилась бодрая духовая музыка. Мир ликовал, в очередной раз вспоминая великий подвиг советских солдат.
А деду Платону было некуда спешить. Его никто нигде не ждал. Из глаз текли и текли слезы, застревая в оспиных ямках на лице, и все лицо становилось мокрым. А дед казался странным и даже страшным в своей этой некрасивости изрытого оспой лица и никому ненужности, когда всем хотелось поздравлять и обнимать друг друга, петь и танцевать.
Соседские ребятишки знали, что дед Платон добрый, очень любит детей, но в эти минуты, когда он плакал и потирал ладонью в левой части груди, его никто не решался потревожить.
А перед замутненными глазами Платона – вся жизнь, кадр за кадром. Вот родительский дом. Отец –Кузьма, крепкий хозяин, построил свою мельницу. Мужик с руками и головой – крестьянину всегда нужно смолоть зерно на муку, значит, мельница всегда будет нужна. На мельнице работали всей семьей – братья и племянники. Сыновья – Платон и Митька – еще совсем мальчишки, но уже и они приучаются к семейному делу. Мама – Полина – молодая, красивая утверждает, что труд всему голова. Она - уважаемый человек в их селе – учительница, преподает в церковно-приходской школе. И жизнь хороша! И жить хорошо!
Все изменилось в один совсем не прекрасный день. Трое в кожанках пришли и арестовали отца. Как кулака, поработителя крестьянских душ.
- Да какой поработитель? – возмущался отец, еще надеясь, что недоразумение разъяснится. – У нас нет батраков. Все работы мы делаем сами – своими руками, семья!
Никто его особо слушать не стал. Посадили в телегу и повезли…
Полина узнала об аресте мужа в школе. К ней прибежал сынишка и рассказал, что папку арестовали, когда он отпускал готовую муку сельчанам. Прибежала домой, метнулась на мельницу…Что делать? Куда бежать? Где искать справедливости?
Полина законы знала, грамотная была. Понимала, что творится беззаконие. У них с мужем на мельнице не было привлечения наемного труда. Значит, или недоразумение, или кто-то сводит с мужем счеты. Собралась с мыслями, с силами. Решила не сдаваться, добиваться справедливости. Написала письмо и отправилась в прокуратуру, пешком. Через три дня молодую женщину нашли убитой в поле . До прокуратуры, она скорей всего, так и не дошла. Видимо, тот, кто сотворил беззаконие, заметали следы и расправились с беззащитной женщиной. Сгинул в безвестности и отец.
Так в один день остались ребятишки из счастливой семьи горькими сиротами.
Выросли мальчишки. Родственники забрали. Платона в Красную армию призвали в сороковом году. Писал брату письма из Бреста, с самой западной границы Родины.
Много бед и слез, отчаянья и горя видел мир в те жестокие и грозные сороковые. Платону в 1941 году исполнилось только 19 лет. Парень был на хорошем счету – вся жизнь впереди! Верил, что Красная Армия всех сильней, от тайги и до британских морей. А в четыре часа 1941 года без объявления войны фашистские полчища вероломно напали на страну. Внезапно, в воскресный день. Солдаты еще спали, когда в казарму ворвались немцы, в одном исподнем взяли в плен ребят…И началась горькая жизнь в плену, в польском концлагере.
Не мог Платон смириться с пленом. Несколько раз пытался сбежать. Бежали с товарищами по несчастью в поле, прятались в стогах сена – голодные, уставшие, обессиленные. И всякий раз немцы с овчарками находили их, протыкали шомполами стога сена, оставив на теле парня несколько колотых ран. А потом натравливали собак. Ноги – в незаживающих ранах от собачьих клыков…
Четыре года бесправной жизни в плену, когда не знаешь, что творится в мире. И только по настроению надзирателей можно было понять, что дела у них не так хороши. Так верили в Победу, так надеялись на освобождение! И оно пришло – освобождение вместе с нашими, вместе с советскими войсками!
Но радость была недолгой. Сразу после освобождения пленными занялся особый отдел.
- 10 лет лагерей, но уже в советском плену…за то, что попал в плен, за то, что выжил, дождался наших…
10 лет на лесоповале на грани человеческих возможностей. От звонка до звонка. Лишь мысль о том, что труд этот во имя Родины, теплил душу – израненную, измученную, убитую.
Вернулся в родное село уже после смерти Сталина – униженный, обессиленный. В деревне своего горя полно – много не вернувшихся с войны, много вдов, сирот. Старший брат Дмитрий вернулся с фронта героем, вся грудь в орденах и медалях. Почетом пользуется у селян, уважением. Платон же старался на глаза особо не показываться. Устроился в артель. На него хоть и косились, а рабочие мужские руки в послевоенной деревне ох как были нужны! А там и женщина нашлась. Расписались в сельсовете. Жить начали. Сына родила, потом второго…А потом опять беда пришла. Тяжело заболела жена... Новый удар для Платона. Доктора обследовали женщину и лишь развели руками. А у Платона на руках остались двое сыновей – две надежды, два родных человека, в которых он вложил всю свою душу, всю свою нерастраченную любовь.
Судьба, видно, решила, сжалиться над Платоном. Наградила его умными, хорошими детьми. Старший Николай окончил школу с золотой медалью. Директор школы все время твердил, что ему надо учиться дальше, получать высшее образование. Но, зная, в какой бедности и нищете живет его любимый ученик, сам купил ему парусиновые штаны и туфли и поехал вместе с ним в приемную комиссию в строительный институт. Николай сдал экзамены легко. Учился хорошо, по ночам разгружая вагоны. И закончил институт с красным дипломом. Толкового специалиста сразу отметили. Он быстро пошел по карьерной лестнице и долгое время возглавлял одно из ведущих строительных управлений Черноземья.
Младший Владимир тоже окончил техникум, завел семью. Был примерным семьянином, хорошим работником. Но …погиб в рассвете лет в аварии.
Но этого уже Платон не узнает. Потому как его измученная болью и жизненными испытаниями душа, уже отойдет в другой мир, где каждого ждет суд. Суд совести.
PS/ Когда была уже готова статья, на просторах интернета нашла вот такое сообщение: Династия Радченко из Рамонского района Воронежской области признана победителем Национального конкурса «Строймастер - 2012» и удостоена звания «Лучшая строительная династия России».
Нет, дед Платон! Ты не зря прожил свою жизнь, полную испытаний и потерь. Ты дал путевку в жизнь своим сыновьям, которые прославили твой род!