В одном из комментариев к статье о Правилах Западного бассейна, меня просили осветить вопрос рыбалки с лодки в черте Петербурга, и на Финском заливе, в частности можно ли рыбачить на Балтийской яме, на Морском канале, каков порядок выхода в Залив, и какие штрафы за нарушения.
По памяти сразу ответить не смог, пришлось поднимать документы. Сложность вопроса в данном случае не в Правилах рыболовства, а в режимах судоходства на объектах , входящих в акваторию Большого Порта Санкт-Петербург.
Но сначала о простом и понятном. Рыбалка с плавсредств на реке Нева в черте города Санкт-Петербург запрещена. Правила рыболовства предусматривают в черте города только рыбалку с берега, с ограничениями, о которых я уже не раз писал. Кратко : правый берег только поплавочная удочка или донка, количество крючков не более 2, левый то же, плюс спиннинг с весенним и осенним запретами. Плюс сезонная ловля корюшки на правом берегу с ограничениями по месту лова. Больше того, два года назад в принципе ужесточились требования к судам на водных объектах Санкт-Петербурга, и выход н городские акватории на нерегистрате запрещен в принципе. А на зарегистрированных в ГИМС в установленном порядке плавсредстве, можно находиться только в разрешенной части акватории, причем обязательным условием является наличие рации "речного" диапазона.
Но, даже если вы увешаны рациями, и напрочь зарегистрированы, то единственные места, где казалось бы можно ловить с лодки, это малые реки и каналы Петербурга. Но тут вступает в действие элементарный здравый смысл. Там просто нет смысла усложнять себе жизнь ловлей с лодки. В тех немногих местах, где более-менее есть рыба, ее прекрасно можно ловить с берега. А попытка ловить посреди туристических теплоходов и катеров будет просто игрой на своих и чужих нервах.
Другое дело акватория Финского залива. Тут нет весеннего нерестового запрета на движение маломерных судов. Соответственно можно выходить в залив и на регистрате, и на нерегистрате, соблюдя Правила пользования маломерным судном. То есть главным документом, определяющим сроки выхода "в море", будет постановление правительства СПб об открытии навигации маломерных судов н водных объектах Санкт-Петербурга. Ну и о закрытии навигации соответственно. Кто-то может заспорить, что Финский Залив - вода Федеральная, и находится вне юрисдикции правительства Санкт-Петербурга. Возможно юридически он будет прав. Больше того, кодексом об административных правонарушениях наказание за нарушение сроков навигации не предусмотрено. Но при этом количество служб на воде, которые могут и составляют протоколы с формулировкой "за нарушение района плавания", просто зашкаливает. Это и ГИМС, и водная полиция, и пограничники. Потом можно будет долго спорить о правомочности в суде. Но скорей всего придется заплатить штраф от 5 тыс. до 10 тыс. рублей по статье 11.8 часть 1 КоАП РФ.
Также, напрямую на рыбалку не влияет, но может очень крепко огорчить и третья часть уже указанной статьи, предусматривающая штраф "за управление судном, имеющим неисправности, запрещающие его эксплуатацию". А к таким неисправностям относится отсутствие комплектации средствами сигнализации и спасения в соответствии с требованиями "Регламента таможенного союза". Это значит за отсутствие сигналов и спасательных концов можно получить штраф от 15 тысяч рублей.
Теперь об особенностях, связанных с тем, что часть акватории принадлежит Большому Порту Санкт-Петербург.
Нахождение маломерных судов на акватории порта возможно только при наличии письменного разрешения капитана порта. В принципе это документ получаемый, для его получения надо дать письменное заявление, копии судового билета и прав на управление маломерным судном. При этом судно должно быть оснащено рацией морского диапазона.
По большому счету, если не влезать на территорию порта, то можно ходить по заливу и без этого разрешения. Но дело в том, что многие любители рыбалки слипуются на Морском канале, входящем в территорию порта. Что поделать , в Питере на самом деле очень мало мест для слипа лодок, тем более с которых можно выйти в акваторию залива.
И тут идет еще одно нарушение. Дело в том, что на территории Большого Порта Санкт-Петербурга есть особые зоны. Зона пограничного контроля, и зона Таможенного контроля.Граница зоны таможенного контроля совпадает с границей акватории морского порта «Большой порт Санкт - Петербург», определенной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.08.2009 №1225-р «Границы морского порта «Большой порт Санкт - Петербург» и нахождение в ней носит разрешительный характер. То есть снова надо получать разрешение, еще и у таможни. Правда это нарушение на первый раз может стоить не так "дорого", от 500 до 1000 руб. Но может и повлечь лишение прав на управление судном на срок до 6 месяцев.
Зато есть другой плюс - акватория Морского канала, входящего в состав Большого Порта не является рыбохозяйственным водоемом. Запрещено рыболовство на судоходных путях. А вот с берега ловить можно. И в теории запретные сроки на ловлю того же судака и леща на акватории канала не действуют. Другое дело, что ловиться они там будут уже только после нереста. Но за нахождение на берегу со спиннингом штрафовать не имеют права.
Что еще ндо помнить, рыбача на Финском заливе? Запрещено рыболовство на судовых фарватерах. Вообще маломерам запрещено создавать помехи судам, запрещено даже перемещаться в границах судового хода, за исключением случаев, когда движение вне судового хода невозможно технически. Ну на заливе таких мест нет.
Для справки, максимальное разрешенное удаление от берега или укрытия для судов, не подлежащих государственной регистрации - 0,27 морской мили при ветре до 4 м/с и высоте волны 0,25 м, регистрат беспалубный - 1,6 морской мили при ветре до 12 м/с и высоте волны 0,6 м., регистрат палубный - 2,7 морских мили.
Вот пожалуй все, что могу сказать о режимах рыболовств и судоходства на акватории Финского залива, примыкающей к Петербургу. Правила могут нам не нравиться, но знать их стоит, а особенно - стоит дорого НЕ ЗНАТЬ правила.
Удачи всем на водоемах.