В Пакистане в здании Верховного суда в столице исламской республики Исламабаде арестовали экс-премьера страны Имрана Хана. Хан, которому сейчас 70 лет, — самый популярный политик в стране, год назад отстраненный от власти. В прошлом — профессиональный игрок в крикет. Став в 2018 году премьер-министром, он выбрал курс на сближение с Россией и Китаем, что не понравилось Вашингтону.
Сейчас Имран Хан является главой оппозиционной партии «Техрик-и-Инсаф» («Движение за справедливость»). В октябре 2022 года избирательная комиссия Пакистана лишила его парламентского мандата, признав виновным в продаже ценностей, хранившихся в государственной сокровищнице. Кроме того, Хана обвиняют в продаже подарков от иностранных глав государств, полученных на госслужбе, в коррупции, отмывании денег, нецелевой растрате средств и т. д.
Партия «Техрик-и-Инсаф» призвала своих сторонников выйти на улицы. Протестующие начали громить военные базы и блокпосты, перекрывать магистрали, поджигать дома и автомобили чиновников и полиции. Пакистанские власти заблокировали мобильный интернет на всей территории страны — не работают соцсети и мессенджеры. Полиция ответила слезоточивым газом и массовыми задержаниями. В итоге в стране начался беспредел.
Кто на этот раз разжег пожар в государстве, обладающем ядерным оружием? Директор Центра изучения Ближнего Востока и Центральной Азии Семён Багдасаров прокомментировал ситуацию для aif.ru.
Владимир Кожемякин, aif.ru: Семён Аркадьевич, Пакистан на грани революции?
Семён Багдасаров: Скорее, на грани очередных потрясений, которые там периодически случаются. Имрана Хана арестовали, если верить его словам, по указанию Соединенных Штатов. Естественно, его сторонники вышли на улицы. По пакистанским традициям это значит — организовать дебош с переворачиванием автомобилей, поджогами, столкновениями и т. д. До какой степени все дойдет на этот раз — сказать трудно.
— Основания для ареста Имран Хана действительно есть?
— Они фальшивые. Если надо, такое фабрикуется быстро. США сделали это на всякий случай, чтобы Имран Хан не мешал им управлять Пакистаном. Популярность его достаточно велика. Поэтому Вашингтон пытается убрать Имрана Хана как слишком самостоятельного политика и, кроме того, чересчур дружественного Китаю. На посту премьера Хан начал сильно ориентироваться на КНР, потом приезжал к нам, в Россию. Штатам это не понравилось. Хан сам рассказывал о том, что высокопоставленные руководители из Вашингтона открыто угрожали ему, что они его снесут. Так они и сделали.
В свою очередь Китай, конечно, хотел бы, чтобы Имран Хан вернулся к власти, потому что китайцы очень много вложили в Пакистан: построено Каракорумское шоссе (Самое высокогорное международное шоссе в мире, строилось с 1966 по 1986 год. Более 800 км его о лежат в границах Пакистана, около 500 км — в Синцзян-Уйгурском автономном районе Китая — прим ред.). Кстати, в Пакистане это шоссе проходит через территорию, спорную с Индией. Кроме того, китайцами возведен огромный, глубоководный и стратегически важный порт Гвадар на берегу Аравийского моря (начал функционировать в 2016 г. — прим. ред.). В этом порту есть не только гражданские интересы Китая: в Гвадаре швартуются и военные суда КНР. Китайцы вложили в него не один десяток миллиардов долларов. Однако теперь у Китая на пакистанской территории могут возникнуть большие проблемы.
Сегодня Пакистан находится в сильной зависимости от Китая — в том числе сферах логистики и финансирования. В контексте международной обстановки американцы будут стремиться вытеснить китайцев из исламской республики. Китаю же придется развивать свои отношения с Ираном и Афганистаном, но там сейчас тоже непросто.
— Связан ли арест Имрана Хана с планами осуществлять через Пакистан транспортировку российского газа в Индию?
— Переброску российского газа в Индию предусматривает проект «Пакистанский поток» (планируемый к постройке газопровод на территории Пакистана — прим. ред.), о котором Имран Хан пытался договориться с Газпромом. В ходе осуществления этого проекта мы должны были подключиться к другому, тоже ещё не построенному газопроводу «Туркменистан — Афганистан — Пакистан — Индия» (ТАПИ). Россия, конечно, заинтересована в том, чтобы получить какую-то логистику в Индию, возможно, через территорию Пакистана. Игра стоит свеч: Пакистанский рынок — это население в 200 с лишним миллионов человек, Индийский — полтора миллиарда жителей. Поэтому США кровно заинтересованы в том, чтобы дестабилизировать обстановку в Пакистане, а заодно и в Афганистане.
Больше срочных и эксклюзивных новостей — в телеграм-канале АиФ