Краткая история 29-го разведывательного авиационного отряда.
В фонде документов личного происхождения маршала авиации Фёдора Алексеевича Астахова в ЦГА МО, в руки попалась замечательная коллекция фотодокументов 29-го авиационного отряда и штаба Воздушного флота Сибири. В РГВА удалось обнаружить фонд отряда и восстановить его славную боевую историю от ПМВ до сражений с колчаковскими войсками и «белобандами барона Унгерна» в Монголии.
Каково же было удивление, когда в плохо читаемом, потрёпанном со временем документе, удалось прочитать: «…когда в отряде не было бомб, он нагружал свой самолет камнями, каковые сбрасывал над противником…».
Гвозди бы делать из этих людей…
Х-й корпусной авиационный отряд был сформирован в марте 1914 года, и под этим наименованием участвовал в Первой Мировой войне.
В апреле 1918 г. в Москве, в полном составе, согласно общему постановлению отряда, влился в число частей Рабоче-Крестьянского Красного Военного Воздушного флота.
«Личный состав отряда и ценное авиационное имущество отряда не было распылено, коллегия Главоздухфлота постановила отряд оставить не расформировывая, как единицу вполне боеспособную, под тем же наименованием до августа 1918 г., когда отряд был переименован во 2-й Калужский Авиационный отряд 1-й Калужской Авиагруппы и был переброшен на новое место стоянки в г. Калугу».
До перехода отряда в РККА, отрядом командовал военный лётчик Шрейдер. С 1-го апреля 1918 г. командование отряда принял лётчик-наблюдатель Николай Александрович Виноградов. Численный состав отряда при переходе его в Красную Армию был 57 человек. Приказом по Военному Воздушному флоту РФСР № 30 от 04.08.1918 отряд был переименован во 2-й Калужский авиационный отряд и включен в состав 1-й Калужской авиагруппы.
6-го сентября 1918 г., боевое звено отряда, состоящее из двух аэропланов «Ньюпор» и одного «Сопвича» «выбыло на Восточный фронт, где под г. Казанью с чехо-словаками и проч. белогвардейскими бандами, в том же месяце впервые и получило свое боевое крещение в Красной Армии за дело трудящихся».