Найти тему

Родительский авторитет и взаимодействие с ребёнком-подростком:

Авторитет родителя – важная составляющая успешности воспитания ребёнка в семье. Приобретение авторитета в глазах собственного дитя – это кропотливый труд отца и матери

Слагаемые родительского авторитета – это мнение родителей о родных и близких, об окружающих людях, о коллегах на работе, а также само поведение в кругу семьи и вне его; поступки родителей в отношении других людей, а также их отношение к работе и др.

Различают авторитет: дружбы, доброты, любви, расстояния, резонерства, подкупа, подавления и «личного примера»:

- авторитет дружбы: родители и дети – должны быть «друзьями», только родители всё-таки «старшие» члены коллектива! В случае «дружбы «на равных»» - влияние родительское прекращается – дети начинаю «воспитывать» родителей;

- авторитет доброты: родители должны «по доброму» относиться к детям! Но в случае превышения «золотой середины» доброты – дети (как и любые другие люди) – «садятся на шею» и управляют (манипулируют) родителями;

- авторитет любви: самый неуёмный авторитет. Детское послушание организуется через детскую любовь, но оно не вызывается излияниями и поцелуями, а лишь добротой, мягкостью и уступчивостью родителей. Родители выступают в роди «добрых ангелов» - боятся конфликтов, предпочитают семейный мир и тишину… и тогда дети начинают просто командовать родителями и подчинять их волю своим желаниям

- авторитет педантизма: родители выступают как бюрократы – на ребёнка отводят большое внимание, при уверенности, что их слово – святыня и дети должны с трепетом выслушивать их нравоучения. Родители ничего не замечают вокруг себя кроме своего бюрократического начальствования. Жизнь детей в таких семьях – как бы проходит незаметно, мимо родителей;

- авторитет подкупа: это самый безнравственный вид авторитета – послушание детей подкупается подарками и обещаниями: родители не стесняясь говорят, что если будешь слушаться (или сделаешь то или то…), то куплю тебе что-то…;

- авторитет подавления: самый жестокий и страшный авторитет, когда воля ребёнка подавляется «силой» и «статусом» родителя – когда за каждый проступок или вину ребёнка наказывают вплоть до физического насилия и психологического подавления;

- авторитет расстояния: когда дети большое количество времени проводят с дедушками и бабушками или няней и домработницей, а также в образовательных учреждениях, нежели с родителями. Считается, что дети лучше слушаются, когда с ними меньше разговариваешь и находишься на расстоянии. Такие родители лишь изредка общаются с ребёнком, и то чаще всего выступают в роли начальства, а воспитание сводится к покупке той или иной вещи или сладости;

- авторитет резонерства: родители просто «заедают» ребёнка своими бесконечными нравоучениями, назиданиями, поучениями. Они забывают, что ребенок – не взрослый и имеет право на свою жизнь, которую надо уважать. Родители «отыгрывают» на ребенке свою нереализованную «власть»;

- авторитет собственного примера: единственно правильный и максимально эффективный вид авторитета – когда дети видят как люди уважают и ценят их родителей, на сколько значим их труд для общества, чем занимаются и интересуются их мама и папа и др. Заслуги родителей в глазах детей должны быть, прежде всего, заслугами перед обществом, действительной ценностью, а не только внешней «вычурностью».