Найти тему

Почему «Недетские книжки»?

Продолжаем рассказывать о сериях «Самоката».

Если «Встречное движение», о которой мы рассказывали в прошлый раз, ориентирована на подростков и их родителей (идея читать и обсуждать вместе – это вообще весь «Самокат»), то на этот раз речь о книгах Young Adult (YA) – книгах для молодых взрослых. Этот жанр интересен тем, что, во-первых, любим людьми всех возрастов – разве что кроме малышей. Младшие подростки уже интересуются насчёт будущего. Молодыми людьми мы ищем поддержки: важно осознать, что не одинок в своих проблемах. Но, честно, это важно всегда – не имеет значения, сколько вам лет. Взрослым важно возвращаться в юность – сверить себя с собой в прошлом. И где-то там, на перекрёстке разных возрастов, все мы и встречаемся.

Фото @ladnessy
Фото @ladnessy

А ещё у взрослых наступает момент, который мы для себя называем второй волной. Это когда уже выросли наши дети и мы в растерянности пытаемся сравнить их с собой в этом возрасте, найти общее и понять, что же у нас различного.

То есть, это тот же самый мост между поколениями, который вы уже видели во «Встречке». Но... но, спросит заинтригованный читатель, а в чём разница?

Тут-то и скрыта правда!

Если вы обратили внимание на дизайн обложек, то тут вроде бы скрыт какой-то подвох. Суперобложка с линией среза? А под ней что-то другое?

Да. Когда в 2014 году приняли Закон о защите детей от вредной информации, под запрет формально попало всё, что волнует подростков (и их родителей). Получилось, что дети не имеют права знать именно то, о чём как раз и хотели бы поговорить – в первую очередь со взрослыми! О непростых отношениях в семье, сложностях наступающего взросления, реальности, которая действительно может причинять вред, о том, как иной раз не взрослый человек оказывается один в тяжёлой ситуации. И – а это ещё важнее – о том, что взрослые – нет, не всегда авторитет. Иной раз бывает и наоборот: именно подросток оказывается взрослее.

Пришлось искать спасения в Young Adult. Так появилась серия «(Не)детские книжки».

И да, мы очень веселились, придумывая, как придать иронии оформлению. Не пожалейте времени приглядеться, что на самом деле изображено на суперобложках, а мы пока расскажем о книгах серии. Она не очень большая, зато очень важная.

-2

Две самокатских новинки – «Как слышно» Артёма Роганова и «Считалка» Тамты Мелашвили выглядит настолько разными! Торопливый, эмоциональный, будто фильм смотришь, язык «Считалки» описывает жизнь грузинской глубинки во время военного конфликта.

Две девочки фактически предоставлены сами себе – ведь все, кто только мог, отсюда уехали. Это на плечи двух девочек-подростков ляжет забота о почти или совсем беспомощных стариках. Других взрослых у них теперь нет, и КАК это будет?

-3

Да, но и знакомый – так мог быть звучать любой из твоих друзей – голос Глеба из «Как слышно», оказывается, говорит о чём-то похожем. Хотя Глеб дома, в комфорте и благополучии, и, обнаружив проблему – странные звуки в голове, он даже посещает психотерапевта.

Но на деле и он один. Мама с папой в разводе и почти не слышат ни друг друга, ни 16-летнего сына, психотерапевтка (и слово это подчёркивает) оказывается почти беспомощной. Глеб даже ощущает вину: странный шум, который он слышит, с трудом поддаётся объяснению. Взрослый не может помочь и изо всех сил старается «сохранить лицо». Что остаётся? Друзья. Все по очереди, кто-то лучше, кто-то хуже, но однажды находится кто-то, кто слышит. Там, где не смогли помочь взрослые, помог кто-то такой же, как ты.

Кстати, что интересно: если «Считалка» – драма с самого начала, то в «Как слышно» до поры кажется – всё как у всех. Именно то, что так у многих, как раз и делает эту историю остро актуальной: тихую драму невозможности быть услышанными переживает огромное количество людей.

Да, всё это – про реальную жизнь.

Артём Роганов. Как слышно

Тамта Мелашвили. Считалка

-4

Актуальность сюжета не сработает без голоса героя, и здесь беспроигрышно. Мы опознаём друга, которому нужна помощь, и автогероя Дмитрия Сиротина («Возьмёт и прилетит») – мальчика из депрессивного сибирского города, которого воспитывает одна мама, не выдерживает сложностей и пьёт. (А ему что теперь делать?)

-5

...И бодрого, трогательного в своём искреннем внутреннем монологе Марка (Артём Ляхович, «Черти лысые»): тоже, кстати, о том, что когда тебя не слышат, начинаешь искать тепла где-то ещё. Пусть даже Синее озеро, куда отправляются налысо бритые Марк и Лянка, похоже по своей реальности скорее на чашу Грааля. Ну то есть, это воспоминания об отце Марка, и он как бы делится с подругой тем немногим, что у него есть. А у Лянки, кстати, семья полная и очень небедная. Как так-то? Этой-то чего не хватало? А не всегда, совсем не всегда обязанности родителей – в возможности быть крутой и популярной.

-6

Ощущается близким и голос Сёльви («Сага о юном Сёльви».: яростный, задыхающийся от внутренней боли. Мало ему гормональных бурь (взрослеют все по-разному, кто-то раньше, кто-то позже), так ещё и лучшие намерения родителей, кажется, заперли взрослого по сути молодого мужчину в статусе ребёнка, за которого всё решают и всё контролируют. Будешь тут всех ненавидеть!

-7

А вот Бен (Пампа-блюз) из захолустного Вингродена, чья мама вечно в отъезде, совсем не звучит страдальцем! Хотя вся его жизнь – забота о слабоумном дедушке, сплетни с владельцем автозаправки (тот слегка сдвинут на инопланетянах), и безответная любовь к местной красавице – парикмархерше Анне. И вроде бы очевидно: это очень печальная история! Но нет, звучит и смешно, и трогательно, и как-то по-настоящему романтично. Ну и не зря же история называется «Пампа-блюз». Pampa – совсем не пампасы, а, в переводе с немецкого, захолустье, дыра. Блюз, говорят, это когда хорошему человеку плохо. А Бен с его душевным теплом и духом авантюризма, кажется, способен даже Вингроден превратить в арену захватывающих событий. И ведь превращает – хотя и не совсем так, как они планировали с бесноватым владельцем заправки!

Пока в Вингродене все ждут нашествия инопланетян, узнайте простую истину: доброта и забота –- те качества, благодаря которым мы никогда не одиноки.

Дмитрий Сиротин. Возьмёт и прилетит

Артём Ляхович. Черти лысые

Арнар Маар Арнгримсон. Сага о юном Сёльви

Рольф Лапперт. Пампа-блюз

-8

Голос рассказчика здесь не всегда «я». Иногда это «ты»: и это голос взрослого, обращающегося к подростку. Тот, кто видит, как парень, оставшийся без отца, пытается решить свои проблемы агрессией, поначалу только наблюдает. Кажется, здесь кто-то за кем-то шпионит! События одно загадочнее другого, пока... а не может ли быть так, что это разговор с самим с собой, только обращённый в прошлое? Или, может, это два таких голоса, потому что тот, кто старше, уже сам через такое прошёл и – просто не остался равнодушным и понял тебя лучше, чем даже хотел? Каким и должен быть настоящий взрослый. Неважно, отец он тебе или нет. И вот это, наверное, главное, что должен почувствовать читатель, сколько бы лет ему ни было.

Бенджамен Демар, Пьер Дешаванн. Удар под дых

В общем и целом, посыл «Недетских книжек» ещё и такой: Даже, если со своими взрослыми не очень повезло, могут найтись другие. Мы все заодно. Если же ты пока один, постарайся сам позаботиться о ком-нибудь. Это и есть секрет обретения внутренней силы.

А вы читали что-то из книг серии?

#книги

#литература

#young adult

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц