Найти тему
Новости Узбекистана Podrobno.uz

Если не будет культуры, то не будет ничего хорошего. Борис Бабаев о том, как продвигать настоящие ценности в эпоху YouTube

Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. В Узбекистане уже много лет успешно работает сайт kultura.uz, главным редактором которого является известный журналист, кинодокументалист Борис Бабаев. Он также создал на YouTube свой канал "Видеомастерская Бориса Бабаева", куда выкладываются сюжеты из мира культуры и жизни общества, а также "большие форматы" – фильмы, телепередачи, интервью с интересными людьми.

Здесь автор пытается глубже посмотреть на происходящие процессы в сфере культуры и образования, раскрыть феномен узбекской культурной среды, которая выступает своеобразным механизмом сбора и хранения культурного наследия для будущих поколений. В связи с тем, что канал привлекает все большее внимание пользователей, мы обратились к нему с рядом вопросов.

– Трудно ли сейчас продвигать культуру через медиа?

–  Трудно всегда, но надо думать и делать. Возможности для такой работы есть. Мы же с вами давно уже знаем, не будет культуры – не будет ничего хорошего. Мы не выставляем коротенькие информации о состоявшихся событиях в сфере культуры, искусства, науки. Нам важно, как можно глубже раскрыть тему, чтобы в этих материалах у нас были представлены отличные собеседники, которые помогают в этом.

Нас надо читать не спеша, проникая в самую суть того или иного материала. И у нас параллельно работают телеграм-канал kultura.uz, есть моя страница на эту тему в Фейсбуке. Для достижения поставленных целей мы всегда ищем новых достойных друзей.

– Как создавался ваш YouTube-канал?

– У него на самом деле большая история. Прежде всего – это мой профессиональный путь и тот материал, который я накопил за более чем 55 лет работы в узбекской журналистике. Не так давно вышла в свет книга "Борис Бабаев. Мой путь". Хочешь не хочешь, приходит время подведения итогов, особенно важно это, если ты довольно много лет был радио- и тележурналистом, создателем ряда газет, тиражи которых в первые годы независимости, достигали 50 тысяч экземпляров.

Довольно впечатляющим был период работы на республиканском радио в редакции "Последних известий", затем на УзТВ, в программе "Ахборот", потом в системе НТРК. Вот так накапливался опыт, как творческий, так и жизненный. Все это опиралось на хорошее образование, полученное на филфаке Ташгу в период с 1962 по 1967 годы. У нас были такие учителя, что не могу их забыть до сих пор – Мира Марковна Саксонова, Николай Потапович Малахов, Александра Николаевна Давшан и многие другие. Они требовали от нас реальных знаний и обучали нас так, что мы до сих пор им глубоко благодарны.

В те годы у меня произошла довольно интересная история с написанием дипломной работы по замечательному роману Юрия Валентиновича Трифонова "Утоление жажды". Диплом я защитил хорошо, было о чем писать, что рассказать и что анализировать. Мне очень помогло также то, что у нас была преддипломная практика в Москве, где я лично встретился с этим великолепным писателем в его доме в подмосковном Переделкино и узнал очень много об истории написания этой книги и ее главных героях. Более того, после нашей многочасовой беседы Юрий Валентинович совершенно неожиданно предложил мне переехать в Москву и работать там… Сказал, что я вполне готов к этому по уровню знаний и степени готовности. Но я никак не мог расстаться с Ташкентом.

Кроме того, мне довелось учиться секретам нашей совсем не простой профессии у таких мастеров журналистики той поры, как Дмитрий Николаевич Протопопов, Георгий Всеволодович Стойлик, Эней Акимович Давшан, Тимур Шахмурадович Дагджи, Абдукарим Абдуазимов, Рихсивой Пулатов и других наших лучших коллег того времени. Потом ценный опыт, накопленный за эти годы, помогал двигаться вперед.

Работа в редакции "Последних известий" на радио научила многому, главное делать все быстро и качественно. Объехал я за все эти годы не только весь Узбекистан, готовя репортажи об особо важных событиях, летал, как говорится, по всему свету, вел репортажи для нашего телевидения с крупнейших событий как в стране, так и далеко за ее пределами. Это были, к примеру, оперативные репортажи со Всемирных выставок "ЭКСПО-2000" в Ганновере и "ЭКСПО 2005" в японском городе Аичи, открытия наших авиарейсов в Америку, Италию, Японию и другие страны.

В течение целой недели довелось снимать репортажи, будучи в Париже. Многому научило освещение важнейших поездок по стране Шарафа Рашидова, Ислама Каримова и других наших руководителей. И вот, после 55 лет работы в системе национального радиовещания и телевидения, создания интернет-сайта "Культура Узбекистана" (kultura.uz) пришло осознание того, что надо создавать свою видео мастерскую на Youtube.

На эту мысль натолкнула также мой давний друг и коллега Дильноза Сабирова. Потом она сама и создала этот проект, и я ей так благодарен за это. Тем более, что накопилась довольно большая видеотека, в которую вошли как мои документальные фильмы, так и телепрограммы, сделанные к 65-летию нашего телевидения – "И это все о нем", "Узбекский характер", "Встречи в Национальной библиотеке Узбекистана". К этому добавляется создание мной недавно клуба "Интеллектуал", членами которого стали многие очень уважаемые люди нашей столицы. Таким образом, там теперь около 70 моих фильмов и лучших авторских телепрограмм, которые смотрят очень многие, как у нас в стране, так и далеко за ее пределами.

– Расскажите подробнее об этой видеотеке. Я ее просматривала и должна сказать, что она очень впечатляет. У вас среди собеседников видные деятели культуры, искусства, общественные деятели, немало легендарных людей.

– В "Видео мастерской Бориса Бабаева" можно увидеть многие мои лучшие документальные фильмы: "Большое сердце Ташкента", "Ташкент – родина телевидения", "Шахматный мир Узбекистана", "Феномен Сиднея Джаксона", "Культурное наследие Узбекистана", "Самарканд. Вечный город" и многие другие. Это также картины, создать которые в прежние годы было совсем нелегко – "Если ты прав!", "Лайнеры мечты для Узбекистана", "Семья – символ вечности жизни", "Математика – царица всех наук". Здесь сами названия говорят о главной теме этих картин.

Они успешно демонстрировались и продолжают демонстрироваться как в Узбекистане, так и за рубежом. Совсем недавно наши лучшие ленты были показаны в Израиле и вызвали неподдельный интерес, сейчас готовимся к их премьерам в мае в Нью-Йорке и Бруклине. Особый разговор о телепрограммах. В них мы говорим о самом главном в жизни Узбекистана и нашего общества, а собеседники – известные в стране люди, звезды нашего телевидения, культуры и спорта.

– Кто ваша целевая аудитория?

– Это очень важный вопрос, конечно. Я высоко ценю тех людей, которые всегда читают хорошие книги, находят время бывать на спектаклях ГАБТа имени Навои, Театра Марка Вайля "Ильхом" и других наших лучших театров, не пропускают лучшие концертные программы, которые можно увидеть во Дворце международных форумов "Узбекистон", дворцах "Дружбы народов" и "Туркистон", то есть, наша интеллигенция и молодежь.

Для меня также очень важно ходит ли человек на замечательные выставки изобразительного искусства, которые довольно часто открываются в Ташкенте и других городах страны. И очень важно для современного человека как можно лучше разбираться в интернет-технологиях, которые так широко открывают нам все двери современного мира. Вот таких пользователей хотелось бы видеть, как можно чаще в нашей видеомастерской в качестве посетителей.

– Какими своими проектами вы особенно гордитесь?

– Прежде всего это фильмы "Ташкент – родина телевидения",  "Ташкент – город спасения" о том, как узбекский народ приютил в трудное военное время многих видных деятелей культуры и искусства страны, спас от верной гибели тысячи эвакуированных и беженцев, особенно преследуемых фашистскими захватчиками представителей еврейской нации. Все больший интерес в последнее время вызывают ми фильмы "Феномен Сиднея Джаксона", "Культурное наследие Узбекистана" и другие.

Можно гордиться и тем, что мной создан еще в 2006 году документальный фильм  "Большое сердце Ташкента", в котором принимали участие наш земляк, летчик-космонавт Владимир Джанибеков, неповторимый певец Иосиф Кобзон, семья которого нашла пристанище в годы войны в Янгиюле, великий узбекский скульптор Яков Шапиро, который с чувством большого волнения рассказывал, как оказался  в нашем крае с мамой и как он здесь обрел свою вторую родину. В 2007 году на телефестивале "Лучшие ленты Содружества" в Санкт-Петербурге он награжден специальным призом.

Я многому учился в жизни и в творческой деятельности у одного из классиков узбекского кино, выдающегося кинорежиссера Али Хамраева. Потом сделал о нем фильмы "Али Хамраев. Жизнь и судьба" и "Али Хамраев. Продолжение полета". Обе ленты были встречены с большим интересом, показаны на наших лучших телеканалах. Сейчас идут очень успешные премьеры нового документального фильма по моему сценарию – "Самарканд. Вечный город".

В нем мы рассказываем об истории и сегодняшнем дне древнего города и созданном недавно вблизи него центре мирового туризма, в основе которого все лучшее, что есть в этом крае, и где построены великолепные 20-этажные отели для туристов со всего мира, Конгресс-холл, выставочные комплексы, из которых не хочется уходить.

- Какие у вас есть последние "горячие" новости?

- Есть и такие. Созданный мной творческий клуб "Интеллектуал", работающий в Национальной библиотеке Узбекистана имени Алишера Навои, скоро будет отмечать свое двухлетие, мы открыли телеграм-канал "Интеллектуал", готовимся издать книгу о деятельности клуба – "Интеллектуалы Ташкента". Очень скоро наш канал на Ютубе пополнится еще 15-ю нашими лучшими телепрограммами и документальными фильмами.

Самые быстрые новости в Телеграм. Присоединяйтесь.