Найти тему
ИА REX

Разведка Израиля блокирует проект «Южный Азербайджан»: причины

Когда министр разведки Израиля Гила Гамлиэль неожиданно решила назвать «недоразумением» письмо группы депутатов Кнессета, призывающее к поддержке проживающих в Иране к независимости этнических азербайджанцев и решила довести эту информацию до издающегося на Западе издания Iran International, события стали развиваться по непредполагаемому сценарию. Депутаты вдруг быстро отозвали свои подписи. Напомним, что ранее 32 депутата Кнессета во главе с бывшим министром иностранных дел Израиля Авигдором Либерманом направили министру иностранных дел Израиля Эли Коэну письмо с призывом поддержать движение за независимость иранских азербайджанцев.

Ранее на ИА REX: Министр разведки Израиля оправдывается из-за Южного Азербайджана

Этот документ был воспринят в Баку с определенным политическим воодушевлением. Бакинские СМИ заявили, что «Израиль запустил план провозглашения независимости Южного (Иранского) Азербайджана, и что «борьба иранских азербайджанцев за создание собственного независимого государства продолжается», а в этой борьбе «они видят в еврейском государстве союзника». Так выставлялся серьезный геополитический прогноз: «Национально-освободительные движения помогут Израилю добиться распада Ирана, а также приведет к появлению нового союзника или союзников в регионе». Отмечалось также и то, что если раньше сценарий распада Ирана широко обсуждался в Израиле на уровне экспертов, то сейчас «эта идея вышла на официальный уровень». Причем не только в Израиле. Еще в ноябре 2022 года депутат Гудрат Гасангулиев на заседании азербайджанского парламента выступил с политическим заявлением:

Ещё по теме

«Шаги, предпринимаемые в Азербайджане в направлении государственного строительства, делают необходимым принятие новой конституции. Первым шагом, который мы здесь предпримем, должно стать переименование Азербайджана. Название нашей страны должно быть Северный Азербайджан. Точно так же, как в названиях других разделенных народов присутствуют выражения Северный и Южный. Думаю, это также будет стимулом для соотечественников из Южного Азербайджана».

Но тогда президент Азербайджана Ильхам Алиев очень осторожно вводил в региональную политику «азербайджанский вопрос», заявляя, что проживающие в Иране азербайджанцы являются частью нашей нации».

Ранее на ИА REX: СМИ обсуждают возможное противостояние Баку и Тегерана из-за Атропатены

Это в Иране воспринималось как вызов территориальной целостности страны. При этом такие заявления хронологически совпадали с вспыхнувшем протестным движением, которое охватило иранские Азербайджан и Курдистан. В этой связи в иранских СМИ появились публикации со ссылками на заявления некоторых политиков о том, что муссирование проблем азербайджанской или тюркской идентичности в Иране происходит не без участия Запада, прежде всего, США и Израиля. Поэтому когда появилось письмо депутатов Кнессета с призывом поддержать борьбу независимость иранских азербайджанцев, иранские сторонники этой версии получили верное тому доказательство. Организованные со стороны Тегерана встречные действия, типа активного внедрения в реальную жизнь всего «нефарсидского культурно-исторического наследия», стали создавать дополнительные непростые проблемы в выстраивании отношений между двумя странами, к которым подключались одновременно внутренние и внешних акторы. В этой связи многие эксперты заговорили о возможности не ирано-израильской или ирано-американской войны, а о военном конфликте между Ираном и Азербайджаном.

Потенциально складывался необычный геополитический пасьянс, который устраивал США и Израиль. В случае войны между Азербайджаном и Ираном первому отводилась роль Украины с участием сепаратистских движений, проживающих в Иране этнических меньшинств. Для Израиля это снимало предполагаемую им ядерную угрозу со стороны Ирана. Для США это блокировало бы проекты России по созданию коридора «Север-Юг» через Иран в Индию.

Но стали происходить невероятные события. Сначала директор ЦРУ Уильям Бернс выступил с сенсационным заявлением в интервью телеканалу CBS. По его словам, «руководство Ирана не приняло решение о возобновлении проекта по созданию ядерного оружия, и эта программа была отложена или прекращена почти 20 лет назад». Он также утверждал, что «нет фактов, согласно которым власти Ирана приняли решение о возобновлении данного проекта». Затем появились сенсационные сообщения о том, что Китай в Гонконге ведет конфиденциальные переговоры между Израилем и Ираном о нормализации отношений между двумя странами. Причем эту информация комментировал в израильской газете Haaretz бывший глава «Моссад» Эфраим Галеви. Вслед за этим в американском аналитическом издании Responsible Statecraft, онлайн-журнале Института ответственного государственного управления Куинси появился материал, в котором утверждалось, что нормализация отношений между Израилем и Ираном «не так невероятна, как может показаться на первый взгляд», что воспринималось как сигнал о том, что между Ираном и Израилем происходит что-то важное, сенсационное, но очень конфиденциальное.

Второй раунд таких переговоров планируется провести в Шанхае. Поэтому в таком контексте действия министра разведки Израиля Гамлиэль по блокированию проекта «Южный Азербайджан» находят свое понятное объяснение. Она не желает закрывать «окно возможностей» в ирано-израильском диалоге. В такой конструкции венский диалог с «шестеркой» (пять постоянных членов СБ ООН плюс Германия) по иранской ядерной программе задвигается на второй и даже третий план. Причем такая ситуация устраивает Иран, Израиль, Китай, возможно, Россию, и даже определенные силы в США. Сейчас стороны обозначают горизонты своих уступок, иначе предполагаемый диалог был бы немыслим. Будем ждать, что будет дальше.

Автор: Тарасов Станислав