Ко дню рождения русского советского пианиста и педагога, профессора Ленинградской консерватории (с 1936 года) и Московской консерватории (с 1942 года).
8 мая – день рождения Владимира Софроницкого. Музыканта, которого до сих пор называют уникальным и единственным в своем роде. Действительно, Софроницкий – один из очень немногих, кто не был лауреатом никаких международных конкурсов, но кто пользовался невероятной любовью публики. А концертировать он начал рано, в 20 лет, сразу же по окончании консерватории. Публика его обожала. Софроницкий был непревзойденным интерпретатором Скрябина. Ему вообще очень удавались сочинения композиторов-романтиков.
БИОГРАФИЯ
Владимир Владимирович Софроницкий родился 8 мая 1901 года в Петербурге, в семье учёного-физика, а его мать была внучатой племянницей известного художника Владимира Боровиковского.
В 1903 году семья переехала в Варшаву, где Софроницкий несколько лет спустя начал учиться игре на фортепиано у Александра Михаловского. В 1916 году Софроницкий поступил в Петроградскую консерваторию в класс профессора Леонида Николаева, среди его однокурсников были Дмитрий Шостакович и Мария Юдина. Еще в период учебы в консерватории А.К. Глазунов и А.В. Оссовский высоко оценили талант пианиста Софроницкого.
Окончив консерваторию в 1921 году, он начал активную сольную карьеру, давал концерты в СССР, а с конца 1920-х годов – за границей, в том числе в Польше и Франции. Вернувшись после длительного концертного тура в Ленинград, Софроницкий занялся преподавательской деятельностью. В 1936 году он получил звание профессора консерватории, а в июне 1938 ― научную степень доктора музыки. Несколько лет спустя пианист переехал в Москву, где продолжил преподавать и вскоре стал профессором Московской консерватории.
Исполнительское искусство Софроницкого было очень востребовано в СССР, его игра отличалась исключительным самобытным даром, интуитивной мудростью, красотой звука.
С середины 1950-х годов наблюдался упадок творческой активности музыканта.
Умер Владимир Владимирович Софроницкий в Москве 29 августа 1961 года в возрасте 60 лет от рака.
Творчество
Софроницкий — один из крупнейших советских музыкантов, оказавших большое влияние на дальнейшее развитие пианистической культуры в стране. Он прославился интерпретацией произведений композиторов-романтиков, таких как Роберт Шуман, С. В. Рахманинов, а также сочинений А. Н. Скрябина. Сохранился ряд записей Софроницкого, свидетельствующих о его незаурядном мастерстве и глубокой индивидуальности исполнения.
В. В. Софроницкий играет А.Н. Скрябина
В. В. Софроницкий играет Ф. Шопена
Награды и премии
Сталинская премия первой степени (1943 г.) — за концертно-исполнительскую деятельность.
Заслуженный деятель искусств РСФСР (27.10.1942 г.).
Орден Ленина (28.12.1946 г.).
Два ордена «Знак Почёта» (01.06.1940 г. и 09.07.1954 г.).
Интересные факты
Софроницкий известен не только как пианист, но и как автор палиндромов – фраз-перевертышей, которые читаются одинаково с конца и с начала. Некоторые из его находок: «Не пошл Шопен», «А Лист – сила!», «Хил, худ он, но дух лих», «Давид, иди в ад!», «Он в аду давно!», «Репу поп упер», «Лёша на полке клопа нашёл», «Он пел о Киле великолепно», «Аргентина манит негра», «Велика Анна аки лев», «Но невидим архангел, мороз узором лег на храм, и дивен он», «Велик Оборин, он и робок и Лев» и многие другие.
КНИГИ
Последний великий романтик фортепиано: Владимир Софроницкий издали и вблизи; [сборник биографической информации] / сост.: А. С. Скрябин, А. Ю. Николаева; Всерос. музейн. об-ние муз. культуры им. М. И. Глинки, Регион. обществен. фонд по пропаганде творч. наследия комп. А. Н. Скрябина, Рос. акад. наук, Ин-т науч. информ. по обществ. наукам. - Санкт-Петербург: Центр гуманитарных инициатив, 2013. - 462 с.: ил., портр., факс. - (Письмена времени). - Дискография В. В. Софроницкого: с. 375-392, Хронограф жизни и творчества В. В. Софроницкого: с. 393-452, Указ. имен: с. 453-460, Библиогр. в подстроч. примеч. - ISBN 978-5-98712-111-5 : 672.00 р. - Текст (визуальный) : непосредственный.
Владимир Владимирович Софроницкий – фигура в искусстве советской эпохи особенная, несущая в себе послание тайны. Эта книга продолжает линию воспоминаний о гениальном артисте. Но задача ее шире. Она излагает взгляд разных людей на общечеловеческое, духовное значение данной личности и ее искусства. Такой взгляд возможен только издали, по прошествии даже не одной, а нескольких эпох – сменой которых ознаменовались вторая половина ХХ и начало XXI века.
Книга включает также размышления о неповторимом исполнительском стиле художника, о его методе преподавания, фрагменты семейной переписки, а также интереснейшие сведения, фото- и живописные материалы из архивов семьи Визель, с которой долгое время был дружен
В. В. Софроницкий и которая эту память пронесла через все невзгоды.
Вспоминая Софроницкого. - Москва: Классика-XXI, 2008. - 421 с.; 24 см. -. - ISBN 5-89817-218-3(отмен.): 256.45. - Текст (визуальный) : непосредственный.
Сборник воспоминаний и статей посвящен В.В.Софроницкому - одной из ключевых фигур отечественной пианистической школы.
Понять, в чем секрет гипнотического воздействия Софроницкого на публику, непросто. Публикуемые в книге свидетельства современников - коллег и учеников, - уникальные эпистолярные документы позволяют хотя бы отчасти проникнуть в тайну артистического обаяния этого пианиста-легенды.
Большая часть материалов публикуется впервые; многое написано специально для этого издания.
Рабинович, Давид Абрамович. Портреты пианистов. изд.2 / Рабинович Д.А. - Москва: Советский композитор, 1970. - Текст (визуальный): непосредственный.
Книга рассказывает о мастерах пианистического жанра К.Н. Игуменове, Г.Г. Нейгаузе, В.В. Софроницком (с. 71), Г.Р. Гинзбурге, Л.Н. Оборине, Э.Г. Гилельсе, С.Т. Рихтере. Автор не ставил своей задачей давать детализированные жизнеописания артистов. Он привлекает биографические факты лишь в той мере, в какой они помогают полнее обрисовать художественный облик пианиста, объяснить характер его творческой эволюции.
Пианисты рассказывают. Вып. 2 / сост., общ. ред. М. Соколова. - Москва: Музыка, 1984. - 239 с. - Текст (визуальный): непосредственный.
Сборник содержит статьи и материалы выдающихся представителей фортепианной школы Московской консерватории — К.Н. Игумнова, А.Б. Гольденвейзера, Г.Г. Нейгауза , С.Е. Фейнберга, В.В. Софроницкого (с. 59, 104). Впервые публикуются стенограммы бесед мастеров пианизма с педагогами ДМШ, происходивших в ЦДРИ, а также открытых уроков в Институте повышения квалификации музыкантов-педагогов. Издание рассчитано на музыкантов-профессионалов; представляет интерес и для любителей музыки.
Вицинский, Александр Владимирович. Беседы с пианистами / А. Вицинский. - Москва: Классика-XXI, 2004. - 227, [2] с.; 20. - На обл. в подзаг.: Яков Флиер, Эмиль Гилельс, Лев Оборин [и др.]. - ISBN 5-89817-100-2: 2000.
Персонажи этой книги - мастера "золотого века" отечественного пианизма - не любили рассказывать о себе и секретах своего мастерства, а некоторые - например, Э. Гилельс и С. Рихтер - почти совсем не давали интервью.
Но в беседах с коллегой - пианистом, психологом и музыковедом А. В. Вицинским, - состоявшихся в 1944-49 годах, они были предельно откровенны - чего бы ни касались вопросы: собственной биографии, взаимоотношений с коллегами и власть предержащими, исполнительской "кухни".
Эта книга лежала "в столе" более полувека. Давно нет в живых ни персонажей - Я. Флиера, М. Гринберг, В. Софроницкого (c. 58), Л. Оборина, Р. Михновского, А. Шацкеса, Р. Тамаркиной и др., - ни автора этих интервью.
Но у нас по-прежнему есть уникальная возможность - из первых рук узнать многое о жизни великих маэстро: как они побеждали, как падали и поднимались, как упрямо шли вперед. Как они жили, как чувствовали музыку. Возможность, которую подарил нам А. В. Вицинский.
Григорьев, Лев Григорьевич. Современные пианисты: [сборник кратких биографий] / Л. Григорьев, Я. Платек. - Москва: Советский композитор, 1985. - 472 с., [32] л. ил.; 22 см. - Текст (визуальный): непосредственный.
Издание выпущено по типу популярного справочника и включает сведения о наиболее выдающихся мастерах пианистического искусства ХХ века.
Софроницкий В.В. с. 373-377.
Хитрук, Андрей Федорович (1944-2019). Одиннадцать взглядов на фортепианное искусство / Андрей Хитрук. - Москва: Классика-XXI, 2007. - 320 с., 4 л. ил. - ISBN 978-5-89817-196-4. - Текст (визуальный): непосредственный.
На первый взгляд персонажей этой книги мало что объединяет. Они принадлежат к разным поколениям музыкантов, живут и работают в разных странах. Одни избрали профессию педагога, другие - концертирующего исполнителя. У них разные пристрастия и разные концепции, от авангарда до аутентизма. Объединяет их только одно: их довольно трудно "раскрутить" на откровенный разговор. С этой задачей пианист и музыкальный журналист Андрей Хитрук, собеседник одиннадцати музыкантов, справляется блестяще.
"Преодолевая энергию сопротивления", Хитрук буквально заставляет В. Афанасьева, А. Любимова, В. Лобанова, Е. Тимакина, И. Соколова и других поделиться сокровенным: воспоминаниями об учителях и друзьях, о давно канувших в лету или недавно произошедших в кулуарах событиях. И о роли русской фортепианной школы, за прошлое и будущее которой они отвечают все вместе.
О Софроницком В.В. с. 204, 216, 220, 330
Забронировать книги в библиотеках Москвы