Найти в Дзене

Папа, дедушка и Саня

Моя самая любимая папина фотография. Когда выходила замуж и уезжала из родительской квартиры, забрала ее в тот дом. Обратно вернулась тоже вместе с ней.
Моя самая любимая папина фотография. Когда выходила замуж и уезжала из родительской квартиры, забрала ее в тот дом. Обратно вернулась тоже вместе с ней.

Сегодня выбрались наконец к папе. Все как-то погода не складывалась. Порвали траву вокруг памятника, покрасили оградку и скамейку. По традиции положили его любимые гвоздики.

"Хорошо, что в канун Дня Победы приехали", — сказала мама. Я с ней согласилась, потому папа очень любил этот праздник.

Его отец, мой дедушка Иван Максимович, воевал еще в финскую.

В плен попал в сентябре 1941 года где-то возле Карелии. Домой вернулся уже после войны, но до сих числится пропавшим без вести. На сайте "Мемориал" несколько лет назад я нашла документ на финском языке — что-то вроде поступления в медсанчасть, где были указанные его и почему-то — данные его родителей. Скорее всего, был ранен, так и попал в плен. Так я узнала, что мою прабабку звали Мария.

Бежал из плена, потом сидел в нашем плену. Фильм "Судьба человека" — о нем. Смотреть он его не мог.

Когда папу — он был военным железнодорожником — отправили служить ГДР, очень переживал из-за этого. "Борис, зачем тебе туда?".

Дедушку я не застала. Он умер за несколько лет до моего рождения. Но эту его фотографию я помню с детства — приносила ее еще в сад, когда воспитатели готовили стенгазету ко Дню Победы. Всех всегда впечатляли дедушкины усы.

-2

А вчера у Сани был праздник в детском саду. До этого они несколько вечеров с бабулей учились маршировать под песню "День Победы". И под эту же песню их группа заходила в музыкальный зал, где был концерт для одного-единственного ветерана. Вряд ли, конечно, участника ВОВ — выглядит вполне моложаво. Но по орденам видно, что свой военный путь он прошел с честью.

Родителей только почему-то не позвали на утренник. Но фото и видео нам скинули в чат.

Саня был единственный, кто маршировал и подпевал Льву Лещенко. Он был в полном восторге и от военной формы, и от ремня, и от "военной шапки" (пилотки — прим. ред.).

По правде сказать, я не люблю, когда детей одевают в военную форму, и тем более — когда в ней устраивают специальную тематическую фотосессию. Слава богу, сад обошелся без нее.

Но я знала, что для Сани это — не просто игра в солдата. Мы постарались с бабулей объяснить ему, какой это важный праздник. И воспитатели, молодцы, с душой подошли к утреннику.

P.S. Рядом с папой — заброшенная могила одной бабушки. За все почти 27 лет, что мы туда ездим, никто никогда эту могилу не навещал. Как поставили железный крест, сваренный из труб, так он и стоит. Его ни разу не красили за эти годы. Табличка тоже железная, давно проржавела, ничего на ней уже не прочесть.

Проходы между могилами узкие, и этот крест все боком поворачивают, чтобы пройти. Я его каждый раз разворачиваю обратно. И по традиции рву траву на этой могиле, кладу две гвоздички.

Папа всегда очень уважительно относился к старикам. Поэтому убираюсь на той могиле для него, чтобы он был спокоен, что бабушка та хотя бы без нашего внимания не остается, когда мы туда приезжаем.