Автор
«Без нестандартного мышления и новых концепций движение вперед невозможно» (Эдвард де Боно)
Повышение качества образования — одна из важнейших задач модернизации высшего образования в Российской Федерации. Насколько профессиональная подготовка выпускников вуза соответствует сегодня социально-экономическим запросам общества, требованиям рынка труда? По мнению Рубина Ю., Коваленко А., «перенос акцента на результаты обучения меняет всю парадигму образования, позволяя перейти «от обучения к учению», т.е. заменить формальную «знаниевую» парадигму, сфокусированную на преподавателе, передающем знания студентам, на компетентностную парадигму, ориентированную на результаты обучения» [2, с. 17]. Задача преподавателя — не передача знаний, а организация деятельности студентов, направленной на овладение ими компетенциями. Прошло время энциклопедистов, носителей информации, обладающих обширными, но не всегда действенными знаниями. В век информационных и цифровых технологий востребованы выпускники вузов, способные мыслить творчески, нестандартно, умеющие находить, анализировать и применять быстро меняющуюся информацию. Компетентностное образование — новая модель качества образования. Компетентность выпускника рассматривается сегодня как обобщенная способность к применению компетенций, как проявленная на практике способность решать профессиональные задачи.
В 2019/20 уч. г. факультет образовательных технологий и дизайна ПсковГУ начинает подготовку будущих бакалавров педагогического образования в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №91 от 09 февраля 2016 г. [3]. Переход на ФГОС 3++ предполагает совершенствование технологий организации образовательного процесса, направленных на достижение выпускниками заложенных в Стандарте универсальных и общепрофессиональных компетенций. Не менее важным является определение вузом необходимых профессиональных компетенций и индикаторов их достижения.
На наш взгляд, большие возможности в активизации познавательной деятельности студентов, в развитии их системного и критического мышления, в частности, в овладении универсальной компетенцией УК-1. Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач, заложены в технике Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления».
Эдвард Чарльз Фрэнсис Публий де Боно (род. 19 мая 1933 г.) — британский врач, психолог, писатель, изобретатель, специалист в области творчества и творческого мышления, в области развития практических навыков мышления. Наибольшую известность получила разработанная Эдвардом де Боно техника «Шесть шляп мышления», способствующая обучению как детей, так и взрослых эффективному мышлению. Данная техника позволяет организовать образовательный процесс продуктивно, превращая студента из пассивного «потребителя» готовой информации в активного, творческого исследователя.
В книге «Шесть шляп мышления» [1] автор подробно описывает приемы, помогающие организовать мышление, сделать его более творческим и критическим, структурировать как индивидуальную, так и коллективную умственную деятельность. Эдвард де Боно подробно объясняет, когда следует надевать шляпу того или иного цвета, чтобы решить ту или иную интеллектуальную задачу, посмотреть на проблему с разных точек зрения, подчеркивает необходимость развития мыслительных способностей. По мнению де Боно, его «концепция шести мысле-шляп» предназначена для решения двух основных задач: «Первая — предоставить человеку, возможность преодолеть беспорядок в мышлении... Второе предназначение шести мыслеварительных шляп заключается в усовершенствовании процесса мышления» [1, с. 234].
«Шесть шляп» — это шесть разных способов мышления, каждый из которых представлен шляпой определенного цвета: «белая шляпа» — шляпа фактов, отвечает за аналитическое мышление; за эмоциональное мышление отвечает «красная шляпа» — шляпа эмоций; «желтая шляпа» — шляпа оптимиста, отвечает за оптимистическое, позитивное мышление; за критическое мышление отвечает «черная шляпа» — шляпа критика; «зеленая шляпа» — шляпа творчества, отвечает за творческое, креативное мышление; за философское мышление отвечает «синяя шляпа» — шляпа мудреца. «Цель метода шести шляп — разложить наше мышление на составные части, выделить в нем шесть основных типов, предоставляя тем самым человеку возможность в каждый конкретный момент времени обращаться к одному сознательно выбранному типу мышления, а не использовать их одновременно» [1, с. 237]. Каждая «шляпа мышления» — определенная точка зрения, определенный взгляд на ту или иную проблему. Надевая шляпы разного цвета, человек пытается посмотреть на проблемы с разных сторон.
Каковы же возможности данной техники в образовательном процессе вуза? Обратимся к опыту нашей работы в этом направлении.
Уже стало традицией проведение на факультете заключительных конференций по практикам (учебным и производственным) в форме «шляп мышления». Студенты заранее делятся на 6 групп (в соответствии с количеством «шляп»), готовят презентацию своей точки зрения (заданной цветом шляпы) на итоги практики, изготавливают замечательные яркие головные уборы, которые примеряют на себя в установленном порядке. Такой способ работы позволяет оптимизировать работу студентов, делает конференцию более содержательной, яркой, запоминающейся.
Хорошо работает метод «Шесть шляп мышления» при обсуждении на занятиях различных проблем и спорных вопросов. Например, при изучении темы «Общение» в рамках дисциплины «Общая и социальная психология» студентам предлагается дискуссия «Можно ли прожить без друзей?», в ходе которой, «располагая набором мыслеварительных шляп, мы можем при необходимости обратиться к своим собеседникам с просьбой сменить тот или иной головной убор мышления и посмотреть на проблему с другой точки зрения» [1, с. 220]. Шляпе определенного цвета соответствует свой этап дискуссии (изложить факты, высказать свое отношение к ним, найти положительные и отрицательные моменты, определить и оценить возможные пути решения), своя специфическая задача. Данная техника дисциплинирует студентов, способствует более активному обсуждению. Технику «Шесть шляп мышления» можно применять как индивидуально (по очереди «примеряя» на себя разные «шляпы»), так и в процессе группового обсуждения (мозгового штурма). При этом студентам могут быть предложены на занятии различные варианты использования шляп: «обозначить свое мышление шляпой», «надеть... шляпу», «снять... шляпу», «сменить шляпу».
К методу «Шесть шляп мышления» мы прибегаем при определении тем выпускных квалификационных работ (бакалаврских и магистерских), когда требуется найти «инновационные» идеи, рассмотреть их с разных сторон, оценить свои возможности в их реализации. «Шесть шляп мышления» помогают студенту принять решение в отношении выбора темы работы, правильно определить параметры исследования, спланировать содержание работы, справиться с растерянностью и боязнью нового.
Заслуживает внимания, на наш взгляд, использование метода «Шесть шляп мышления» Эдварда де Боно в качестве средства изучения личности студента. Современное образование не может быть отстранено от личности обучающегося. Эффективность подготовки будущих бакалавров педагогического и психолого-педагогического образования определяется во многом тем, насколько образовательный процесс ориентирован как на профессиональное, так и на личностное самоопределение студентов. Качество образования связано с такими категориями, как развитие, самоопределение, самосовершенствование, самореализация. Развитие личностных качеств студента обеспечивает его психологическую готовность к профессиональной деятельности, способствует успешности учебно-профессиональной деятельности.
На протяжении последних десяти лет мы активно практикуем технику «Шесть шляп мышления» при знакомстве с первокурсниками. В период адаптационной недели студентам предлагается охарактеризовать себя с помощью этой техники. Первокурсники на листе бумаги формата А4 с интересом выполняют это необычное и сложное для многих задание. Как правило, наибольшие затруднения вызывает синяя, философская шляпа. Какие только шляпы ни рисуют наши первокурсники! Сколько креатива в содержании и оформлении работы! На выпускном курсе студенты просят принести их работы и с большим интересом изучают то, что они писали на 1 курсе, анализируют и оценивают свой личностный рост.
Технику «Шесть шляп мышления» мы применяем и как средство самопознания студента. Какие положительные и отрицательные качества отмечают в себе первокурсники 2018 года? Мы проанализировали «желтые» и «черные» шляпы 45 студентов и получили следующие результаты.
Всего студентами 1 курса были названы 76 положительных качеств личности, среди которых наиболее часто были отмечены такие качества, как «доброта» (37,8%); «отзывчивость» (24.4%); «ответственность» (24.4%); «жизнерадостность» (22,2%); «дружелюбность» (22,2%). Как отмечает Эдвард де Боно, «мышление в желтой шляпе созидательно и плодотворно» [1, с. 170].
В число отрицательных вошли 82 качества. Наиболее «популярными» среди них оказались: «лень» (31,1%); «невнимательность» (13,3%); «доверчивость» (13,3%); «обидчивость» (11,1%); «излишняя эмоциональность» (11,1%). Очень важно, чтобы студенты поняли, что «мышление в черной шляпе не имеет отношения к разрешению проблем; оно лишь указывает на их наличие» [1, с. 140].
Вовлечение первокурсников при помощи техники «Шесть шляп мышления» в процесс самопознания помогает им осознать свои положительные и отрицательные качества, оценить свое актуальное эмоциональное состояние, выработать отношение к собственному «Я», осмыслить собственный личностный потенциал, возможности и пути его реализации. Результаты самопознания можно рассматривать как векторы дальнейшей работы студента по самообразованию, самовоспитанию, самоизменению. Успешность процесса самопознания, на наш взгляд, во многом зависит от поддержки студентов куратором, преподавателями, создающими условия для развития обучающихся в процессе овладения профессией, для их саморазвития, для успешной адаптация первокурсников в условиях вуза.
Студенты положительно оценивают метод «Шесть шляп мышления»: «Данный метод мышления помог мне понять себя», «С помощью зеленой шляпы я буду бороться с проблемами, связанными с черной шляпой», «Метод шести шляп мышления помог осознать то, что мне необходимо сделать для дальнейших успехов; помог понять, в первую очередь, себя».
Метод «Шесть шляп мышления» способствует развитию у студентов критического мышления, самостоятельности, глубины и гибкости ума, учит контролировать свои мысли, соотносить их с поставленными целями и задачами, быстро, взвешенно и нестандартно принимать правильные решения.
Литература
- Де Боно Э. Шееть шляп мышления. СПб: Питер Паблишинг, 1997, 256 с.
- Рубин Ю., Коваленко А. Результаты обучения и обеспечение качества образования // Качество образования. 2016. №3. С. 16-18.
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования — бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 февраля 2018 г. №125. [Электронный ресурс]: URL: http://www.edu.ru/documents/view/64225/
Источник: Лебедева Н.В. Метод «Шесть шляп мышления» Эдварда де Боно: возможности использования в образовательном процессе вуза // Общество и образование в XXI веке: опыт прошлого - взгляд в будущее: Восьмые Лозинские чтения. Материалы Международной научно-методической конференции, Псков, 18–19 апреля 2019 года. Часть I. Псков: Псковский государственный университет, 2019. С. 139–145.
Лебедева Наталья Викторовна
доцент, кандидат психологических наук. Заведующая кафедрой педагогики и психологии начального и дошкольного образования Псковского государственного университета.
Псков