Пожалуй, одни из самых острых споров между автолюбителями – каким бензином стоит заправлять свой автомобиль: АИ-92 или АИ-95? Такие дискуссии ведутся уже много лет, и теперь не только в гаражах и сервисах, но и во всемирной паутине. Эксперты компании «Эталон» разобрались в этом непростом вопросе и готовы дать свои рекомендации.
Наверное, нет автолюбителя, который бы не знал про октановое число топлива. Но не все знают, как это связано с особенностями работы двигателя. На самом деле все не так сложно. Как мы знаем, машина движется благодаря энергии, полученной от сгорания топлива. Важно, чтобы этот процесс начинался вовремя, под воздействием свечи зажигания. Если же топливо самопроизвольно начинает гореть раньше, то это рано или поздно приведет к поломке мотора.
Как это связано с октановым числом? Все просто: чем оно выше, тем позже происходит воспламенение топлива и больше энергии выделяется. Поэтому детонационная стойкость, которая зависит от октанового числа, – один из ключевых показателей бензина.
Читая инструкцию к автомобилю, вы замечали такую строчку: допустимо или рекомендовано топливо с определенным октановым числом. Нередко можно встретить мнение, что допустимый и рекомендованный октан – это одно и то же, но это не так.
Допустимое октановое число – это минимальное значение, при котором мотор худо-бедно, но все же будет работать.
Рекомендованный октан – это то топливо, на котором двигатель сможет нормально работать и раскрыть все свои характеристики.
Перейдем к самому интересному: какой бензин заливать? Вероятно, мы немного разочаруем тех, кто ждет однозначного совета в стиле «92-й бензин лучше, так как он чище» или «95-й оптимален, так как там октановое число выше». Мы припасли для читателей один интересный совет.
Чтобы понять, каким топливом заправлять машину, важно знать степень сжатия. Этот показатель демонстрирует, как сильно попадающая в цилиндры топливо-воздушная смесь сжимается при работе двигателя. Чем выше степень сжатия, тем мощнее будет мотор, однако, тем более привередлив он будет к топливу. Сейчас двигатели с высокой степенью сжатия ставятся на многие европейские и китайские автомобили, ведь при относительно небольшом объеме они обеспечивают высокую мощность и приличную динамику. Сейчас никого не удивить турбомотором в 1.4 литра (ставится в том числе на Volkswagen Passat, Tiguan и Skoda Superb и Kodiaq). Однако такой мотор однозначно потребует топлива с октановым числом не ниже 95.
Перейдем к практической части. Если степень сжатия у двигателя меньше 10.5, его спокойно можно заправлять АИ-92. Если же степень сжатия 10.5, это уже пограничное значение и в этом случае лучше перестраховаться и выбрать АИ-95. Интересно, что такие моторы можно заправлять и АИ-92, но только в холодное время года. Если же речь идет о современном моторе со степенью сжатия больше 10.5-11, то в этом случае нужно лить только АИ-95.
Что же будет, если залить АИ-92 в мотор, предназначенный для работы на АИ-95? В этом случае велик риск возникновения самовоспламенения при движении на высоких нагрузках. В итоге детонация со временем приведет к порче прокладок, прогоранию поршней и разрушению колец. Результат: преждевременная кончина мотора. Причем ремонт современного двигателя может обойтись дороже, чем его замена.
Какой вывод можно сделать из вышеизложенного? Выбирая, каким топливом заправлять автомобиль, стоит следовать рекомендациям производителя и учитывать технические характеристики автомобиля.