Найти тему
Читающий Дарума

День нашей Победы: три лучших книги о Великой Отечественной войне.

Сегодня, в 78-ю годовщину Великой Победы, отдавая дань уважения нашим героическим предкам, хочу поделиться с вами своими самыми любимыми книгами о войне. Список субъективный, потому, что у каждого человека он свой собственный. Мой формировался в течение всей читательской жизни, теперь настало время им поделиться. Начинаю с третьего места:

"А зори здесь тихие…" (Борис Васильев, 1969 г.)

Одна из лучших повестей о войне, на мой субъективный взгляд. Повесть о нескольких молодых девчонках-зенитчицах, которым военная судьба уготовила место, как всем казалось, спокойное, далёкое от передовой и небогатое на ужасы, сопровождающие войну. А по факту вышло так, что им пришлось противостоять подразделению немецких парашютистов, прошедших не один театр военных действий, матёрых бойцов, которые не всякому истребительному отряду по зубам. В результате такого неравного противостояния погибает большая часть десантников, но и из девушек в живых не остается никого, выживает лишь их командир, опытный солдат, старшина Васков.

-2

Когда повесть (а за ней и экранизация) стали популярными, автору как-то задали вопрос, почему он в книге не оставил в живых ни одной из девушек, он ответил, что иначе никто бы не воспринял повествование как реальный эпизод из жизни. Не могу с ним в этом согласиться ни на йоту, но автор есть автор и мы ему указывать не в праве. Очень сильная, пронзительно трагичная военная повесть, на мой взгляд, прямо говорящая, что у войны, в том числе и женское лицо. После этой книги читал многие произведения Васильева, надо сказать, что все они очень сильные и глубокие, но с "Зорями..." больше ни одно из них не сравнится. Абсолютно не согласен с позицией автора, которая сложилась у него на закате советской эпохи, но, опять же, не очень умно требовать от писателя соответствия твоим собственным взглядам. Но за его "Зори.." глубокая ему благодарность.

-3

Повесть впервые была напечатана в журнале "Юность" в 1969 году, в 1970 была поставлена в театре на Таганке, а в 1972 году была экранизирована Станиславом Ростоцким. Фильм, снятый двумя фронтовиками, с великолепным актёрским ансамблем сразу же завоевал любовь зрителей всей страны. У меня знакомство с этой историей началось, в силу возраста, с кино, а уже через несколько лет была прочитана книга и, конечно, образы её героев навсегда связаны с актёрами, воплотившими их в первом фильме.

-4

"В августе сорок четвёртого" (Владимир Богомолов, 1973 г.)

Великолепный роман о работе военных контрразведчиков в последний год Великой Отечественной войны. Тема для военных книг, к выходу романа, не новая, но до Богомолова, именно так на неё, пожалуй, никто не писал. Богомолов, прошедший всю войну и даже больше, долгое время сам служил в разведке и контрразведке (в инсинуации о том, что он вообще не воевал не верю, как и любой здравомыслящий человек), поэтому, читая эту книгу веришь каждому слову. Даже то, что у романа несколько названий, вполне в стиле повествования. И туман вокруг книги, и биография автора, и споры вокруг его службы прекрасно вписываются в общую канву.

-5

Подробностей за малостью лет не помню, но в памяти остался огромный интерес вокруг книги и споры взрослых, особенно друзей деда, ещё крепких тогда мужиков, прошедших, каждый по своему, войну. А еще помню, обложку книги "В августе сорок четвёртого", где была нарисована автомашина с кунгом, на крыше которого торчали антенны для радиопеленга. Книгу прочитал намного позже, и до сих пор помню неизгладимое впечатление, которое она на меня произвела.

-6

Неудивительно, что роман практически сразу было решено экранизировать, но насколько знаю, по ряду причин, фильм, снятый в 1975 году на экраны не попал. В 2000 году вышел фильм режиссёра Михаила Пташука, снятый на "Беларусьфильме". И этот фильм, на мой взгляд, полностью соответствует духу романа. Актёры, исполнявшие главные роли максимально точно передали образы контрразведчиков, описанных в книге. Тем не менее, фильм рождался в муках, обстановка на площадке была конфликтная. Автор еще до съёмок сомневался в идее работы над фильмом и согласился после разговора с Евгением Мироновым, но в ходе работы постоянно конфликтовал с Пташуком, возможно, обоснованно. В итоге, Богомолов отказался размещать свое имя в титрах. Не без конфликтов шла работа и над музыкой.

В результате, не смотря на взаимные обиды и противоречия, на экраны вышел фильм, на мой субъективный взгляд, лучший из всех фильмов о войне, снятых в постсоветский период. Возможно, он мог быть ещё лучше, но и такой, каким он вышел, с великолепной игрой Миронова, Галкина, Петренко и других актёров, с потрясающей балладой Градского, от которой комок в горле встаёт, снятый по одной из лучших военных книг, сегодня остаётся образцом для подражания.

-7

И если роман в рейтинге стоит на втором месте, то фильм, без сомнений, в аналогичном конкурсе экранизаций, я бы поставил на первое.

"Живые и мёртвые" (трилогия Константина Симонова, 1959, 1962, 1971 г.г.)

Безоговорочное первое место в моём рейтинге. Ничего лучше о Великой Отечественной мне читать не приходилось, несмотря на то, что литературы о войне огромное количество и, уверен, есть много вещей и по литературному мастерству, и по силе воздействия превосходящих роман Симонова, но персонально для меня он - лучший.

-8

Роман "Живые и мёртвые" не только, и не столько о войне, сколько о людях на войне, о том, как непредсказуема человеческая судьба, особенно в военное время, о том, как не смотря ни на что важно остаться человеком. Первая часть романа вышла только в 1959 году, через 14 лет после Победы, после того, как автор, прошедший всю войну, переосмыслил давние события, свой опыт. Все герои романа вымышлены, но имеют реальные прототипы, практически вся первая книга трилогии написана на основе дневников писателя и во многом автобиографична.

-9

Вторую книгу он написал вскоре после первой, а вот идея заключительной, третьей книги пришла к Симонову только в конце 60-х.

-10

На мой взгляд, Симонов предельно честен в романе. Он прямо писал об ошибках начала войны, о том, что государственная машина подминала под себя и правых, и виноватых, о том, что и в низах, и в верхах, были не только честные и порядочные люди, отдававшие всё за победу. Были и трусы, и подонки. Но честных и порядочных людей всё равно было больше, благодаря им страна и победила. Как говорил герой романа танкист Иванов: "На нас, Ивановых, вся страна держится". Так она и держится до сих пор на простых, скромных обычных людях.

-11

Уже в 1964 году по первой книге режиссёром Александром Столпером был поставлен одноимённый фильм, в котором ключевых героев романа сыграла целая плеяда замечательных советских актёров, которых язык не поворачивается назвать пошлым словечком "звёзды".

Для меня особое место, как в романе, так и в экранизации, занимает комбриг Фёдор Фёдорович Серпилин, которого так талантливо воплотил на экране Анатолий Папанов. Впервые мне довелось прочитать роман ещё в старших классах и с тех пор на всю оставшуюся жизнь комбриг Серпилин является для меня образцом советского офицера, а Константин Симонов одним из любимых писателей.

Константин Симонов, Владимир Богомолов, Борис Васильев. Читайте и наслаждайтесь!