Узнали у сотрудников, в чём особенность сибирского ковра
Красная ковровая дорожка под ногами первых лиц государства и иностранных гостей знакома каждому, кто хоть раз видел репортажи из московского Кремля. Делали знаменитый ковер мастерицы Ишимской ковровой фабрики. Ковры под Тюменью начали ткать еще в XVIII -м веке. Один из ковров ишимской работы получил «Гран-при» на международной выставке в Париже. Кстати, именно этот ковер изображен на картине Василия Сурикова «Взятие снежного городка». К началу 20-го здесь появилась сперва ковроткаческая артель, а затем в 1958-м году и единственная в Сибири фабрика ковров.
Увы, кремлёвский заказ, который фабрика выполняла с 1989-го по 1993-й годы, стал пиком работы фабрики. Во второй половине 90-х производство начало приходить в упадок, и в 1998-м предприятие объявило о банкротстве. Ковры, оставшиеся на складе, передали в музей, а их производство, казалось, навсегда прекратилось.
Однако это был еще не конец ишимского ковроткачества. Вставшей фабрикой заинтересовались супруги Кондратьевы. Предпринимательница Елизавета и ее муж Анатолий. Елена в это время занималась продажей ковров из Китая. Осенью 2000 года она вместе с мужем побывала на двух старинных ковровых фабриках в четырехстах километрах от Пекина.
Посмотрев, как работают ковроделы, я загорелась огромным желанием организовать производство ковров на родине. Даже зависть к китайцам возникла: почему они могут ткать ковры, а мы нет, ведь сибирские мастера тоже работать умеют. Узнала об Ишимской ковровой фабрике.
Елизавета Кондратьева, совладелец Сибирской ковровой фабрики
По опыту торговли коврами Кондратьева знала, что спрос на такую продукцию будет. На мировом рынке как раз входили в моду традиционные ковры ручной работы. Ценились в них натуральные материалы и традиционные технологии. Как раз то, что отличало ковры ишимского производства.
Появившийся в Европе модный термин «бабушкин ковер» описывал их практически идеально
У фабрики к этому времени уже был новый владелец, решивший переоборудовать здание под склад. Ткацкие станки собственник сдавал на металлолом. Выкупив активы, Елизавета занялась возобновлением производства. Станки выкупались из пунктов приема вторсырья, помещение, лишившееся за время простоя окон, дверей и коммуникаций, приводилось в надлежащий вид.
Но самыми сложными задачами были восстановление уникального трудового коллектива и технологических схем производства. Эскизы ковров нашлись здесь же, в здании ковровой фабрики. Сотни технологических карт 1953, 1958, 1963, 1985, 1991-го годов лежали в разных уголках цехов в непригодном состоянии. Собирать их пришлось по крупицам. Обрывки схем выносились на внутренний двор, сушились и собирались как пазл. К сожалению, восстановить удалось не все. Но для начала хватало и того, что получилось собрать.
С коллективом было сложнее. Ковроткачество — искусство сложное, требующее огромной усидчивости, большого опыта и особого склада характера. С нуля такого специалиста быстро не выучишь. К счастью, большинство мастеров-ткачей еще жило в Ишиме. Елизавета начала уговаривать их вернуться. Дело было непростым, ткачихи к этому времени давно утратили веру в возрождение предприятия.
Но Кондратьева не отступала, и многие согласились снова выйти на смену. Сегодня на «Сибирской ковровой фабрике» трудятся мастера с 20, а то и 40- летним стажем.
В чем особенность сибирского ковра?
Ковры на фабрике ткутся вручную. Сырье — натуральная овечья шерсть, основа — прочная хлопчатобумажная нить. Такие ковры сохраняют изначальный вид десятилетиями. Но и процесс это нескорый. На изготовление одного ковра в зависимости от размера уходит от трех до девяти месяцев.
Стоит такое изделие соответственно. Небольшой ковер размером метр на полтора обойдётся заказчику в 165 тысяч рублей. Соответственно, чем больше ковёр, тем дороже
Особенность сибирского ковра — черный фон, на котором раскиданы яркие цветы. На один узор может уходить до ста различных цветов и оттенков пряжи. Черный фон символизирует плодородную землю и то изобилие, которое она дарит людям. Яркие букеты напоминают о красках благодатного лета.
Махровые технологии
Махровые ковры известны в России с XVII века, но к началу нового тысячелетия технология практически была утеряна, но специалистам фабрики удалось восстановить старые методики.
«Махровым» ковёр становится, когда при подготовке пряжи пучок нитей вручную скручивается в одну толстую нить. Затем она режется на равные кусочки примерно по 4-5 см длиной, из которых мастерицы вяжут узелки узора. Концы нитей образуют мягкий и пушистый ворс по всей поверхности лицевой части ковра.
Помимо мягкости и пушистости, технология дает махровым коврам и еще одно преимущество. Она позволяет ткать цельным полотном, без ограничения по длине, а значит, и без швов (в длину изделие может достигать 60 метров).
Как создаются сибирские ковры?
Все начинается с эскиза, технологического рисунка, на основе которого будет создан многоцветный сибирский ковер. Здесь определяются размеры будущего изделия. Затем создается точный чертеж будущего изделия, выверенный в миллиметрах. Рисунок вручную переносится художником на канвовую бумагу, разделенную на миллиметровые клетки, причем каждая клетка соответствует одному ворсовому узелку.
Сегодня к технологическим картам, оставшимся от Ишимской ковровой фабрики, добавилось больше сотни эскизов, созданных художниками фабрики. При этом они стараются следовать многовековым канонам и традициям, но встречаются и рисунки в современном стиле.
Например, в последнее время стали популярными заказы на ковры с узором, сделанным по рисункам детей заказчика.
Пока создается эскиз, мастерицы не сидят без дела. Прежде чем сесть за станок, нужно провести еще около 20 операций, включая подготовку чистошерстяной пряжи, хлопчатобумажной основы для каркаса ковра и заправке ковроткацкого станка.
Однониточную пряжу подвергают трощению — соединяют несколько нитей в одну. Пройдя несколько этапов перемотки, проводят кручение пряжи. Затем рубят ее на узорообразующие отрезки, а из них на горизонтальном станке создаются махровые ковры. Если применить вертикальный станок, то изделие получится с ворсом высокой плотности. На одном квадратном метре закладывается около пяти тысяч узелков, и чтобы получить ковер 2×3 метра, трем мастерицам придется трудиться три месяца, четко соблюдая необходимую технологию.
Готовый ковер подшивается и стрижется вручную, затем проходит тщательную чистку и шлифовку. По технологическим требованиям готовое ковровое изделие после шлифовки должно оставаться в расправленном виде на ровной горизонтальной поверхности в течение 5 дней.
Персонал
Сегодня на фабрике работают 15 мастериц. Кроме них, в штате: заведующие складом, заготовительным цехом, прядильным цехом; мотальщицы, прядильщицы, крутильщицы, подшивальщицы; слесари, которые следят за состоянием ткацких станков.
Смена поколений — большая проблема
За эти годы секретам ручного ковроткачества удалось научить нескольких человек, но немного людей могут выдержать несколько месяцев кропотливой работы, требующей предельной внимательности.
Кто и сколько ковров покупает?
С 2001 года фабрика выполнила более 1000 заказов на изготовление ковров ручной работы.
До недавнего времени продукцию фабрики покупали не только на территории России, но и в странах Европы и Северной Америки. Сейчас же появились заминки в сфере логистики. Доставка занимает полгода и больше, что отпугивает иностранных покупателей. Но если раньше ручная работа больше ценилась за рубежом, то сейчас спрос на Сибирские ковры вырос и у отечественного потребителя.
Сегодня мир переживает всплеск интереса к изделиям ручной работы, и наши Сибирские ковры не исключение. В настоящее время Сибирская ковровая фабрика - единственное в России предприятие, владеющее секретами ковроткачества в русском стиле. Не каждая страна может гордиться таким видом промысла!
Анатолий Кондратьев, совладелец Сибирской ковровой фабрики
Контакты:
- Сайт: vashkover.ru
АВТОР: Василий Прокушев
Больше статей читайте на сайте «Сибирь работает».