В соответствии с нынешним поветрием заокеанское слово «праймериз» окончательно, повсеместно и официально заменили в нашем Отечестве на громоздкое, но более понятное «предварительное внутрипартийное голосование по выдвижению кандидатов». Впрочем, на самом деле более важен другой переход – с «живого» на электронное голосование. Претензий к «выборам-онлайн» – а таковые уже проводятся в ряде регионов России, включая Москву, – немало. И, разумеется, не со стороны «Единой России», а от других партий и их кандидаатов.
Однако предварительное голосование, которое состоится в Иркутском региональном отделении «Единой России» с 22 по 28 мая, отличается от электронных экспериментов с «окончательными» выборами. Во-первых, если на таковых можно по желанию голосовать или по интернету, или по старинке, «вживую» (то есть на избирательном участке), то сейчас вариантов нет – только электронно. Что, согласитесь, несколько затруднительно для значительной части избирателей, особенно пожилых. Во-вторых, даже на выборах, при официально государственном контроле, как уже сказано, возникает немало вопросов по процедуре и результатам. А предварительное внутрипартийное голосование – мероприятие общественное, несмотря на доминирование «Единой России» в политическом пространстве и ее тесную связь с госаппаратом. А значит, государство даже формально, «для галочки», не станет разбираться с конфликтами и препирательствами внутри, опять-таки, формально общественного, а не государственного мероприятия. Со всеми, как говорится, вытекающими…
Неудивительно, что внешний демократизм «праймериз», которые проводит только «Единая Россия», наталкивается на прозу жизни. В социальных сетях вовсю «гуляют» некие списки тех, кого в региональном обкоме «единороссов», получив «добро» от федеральных инстанций, якобы уже назначили победителями предварительного голосования. То есть кандидатами от «Единой России» на выборы депутатов Законодательного собрания Иркутской области, которые состоятся 10 сентября. Оценить на 100 процентов достоверность этих списков весьма затруднительно, но по содержанию они выглядят правдоподобно. И то, скажем, на первичных выборах по определению кандидатов от ЕР на выборах в Государственную думу летом 2021 года, для сторонних, а тем более несведующих, неискушенных наблюдателей было немало сюрпризов. Так, малоизвестные в регионе кандидатуры одерживали разгромные победы, а «всамделишные победители» (среди которых молва выделяет нынешнего председателя бюджетного комитета Законодательного собрания Наталью Дикусарову) оказывались чуть поодаль – не исключено, что на заранее отведенных им местам.
Сказанное в качестве вступления к обзору ситуации по каждому из одномандатных округов на предстоящем голосовании в «Единой России», быть может, облегчит понимание конкретики и, напротив, поможет увидеть за отдельными деревьями весь лес. И ни в коем случае не сгущает краски, ибо некоторые штрихи предстоящего действа слегка обнадеживают и вселяют осторожный оптимизм. Прежде всего, на предстоящих выборах в Законодательное собрание сохраняется смешанная система, причем в прежнем соотношении – 50 на 50: 22 депутата по-прежнему предстоит избрать в одномандатных округах, а 23 – по партийным спискам. Правда, тут есть важный нюанс – в областной список «Единой России» (как, впрочем, и в областные списки других партий), по-видимому, войдет крайне ограниченное число кандидатов. Быть может, даже один, и если так, то им наверняка станет губернатор региона и секретарь областного отделения ЕР Игорь Кобзев. А для того, чтобы поднять партийный рейтинг в одномандатных округах, там формируются окружные списки. Иными словами, будут созданы 22 тандема – кандидат-одномандатник плюс лидер окружного списка. Так вот, на выдвижение по окружным партспискам на этот претендует немалое число районных и городских мэров. А что – они в своих территориях широко известны, опять же в их руках административный ресурс. Глядишь, помогут и организационно, и своим имиджем кандидату-одномандатнику, а заодно поднимут результат ЕР по партийным спискам. А значит, и общее число депутатов-«единороссов» в Законодательном собарнии следующего созыва. Другое дело, что большинство мэров (как и губернатор), скорее всего, откажется от полученных мандатов в пользу следующего, куда менее известных, кандидатов в окружных списках. Но это тоже не впервой…
Следующий нюанс – «нарезка» одномандатных округов. Здесь, по сравнению с предыдущими выборами, прошедшими в 2018 году, есть некоторые изменения. В частности, изменилась разметка в Иркутске. Здесь из округа №1 (Правобережный район; нынешний депутат – Нина Чекотова от «Единой России») убрали небольшой довесок в виде маленькой части Октябрьского района.
Округ №2 (Октябрьский район; нынешний депутат – Александр Качин от КПРФ), вернув территорию, ранее состоявшую в округе №1, потерял в пользу округа №4 микрорайоны Солнечный и Байкальский. Округ №3 (Ленинский район; Алексей Красноштанов от ЕР) прибавил всю часть Ленинского района из нынешнего округа №5, но отдал другую часть в новый округ №6.
Округ №4 (Свердловский район; Антон Романов от КПРФ) лишился микрорайонов Университетский, Академгородок, Радужный и остававшейся здесь части микрорайона Первомайского Свердловского района в пользу округа №5 и прибавил микрорайоны Солнечный и Байкальский из Октябрьского района.
Округ №5 (Виктор Кондрашов от КПРФ) отдал всю часть Ленинского района в округ №3, но забрал микрорайоны Академгородок, Радужный, Университетский и остальную часть Первомайского из округа №4.
Кроме того, теперь в Иркутске будет не 5, а 6 одномандатных округов. Если быть точным, то в географическом отношении пять с половиной: в новоиспеченный округ №6 включены часть Ленинского района Иркутска (чуть больше трети избирателей нового округа) и левобережная часть Иркутского сельского района (почти две трети). Такое преобразование вызвано резким ростом численности населения Иркутского района, который до сих пор целиком находился в составе одномандатного округа №13 вместе с полными территориями Слюдянского и Ольхонского районов. В свою очередь округ №13 существенно «раздербанили», включив левобережную часть Иркутского района в округ №6, а Слюдянский район – в новый округ №11.
И, наконец, «вишенка на предвыборном торте». Если областной список «Единой России» наверняка возглавит губернатор Игорь Кобзев, то областной список КРПФ – первый секретарь «красного» обкома, депутат Госдумы, экс-губернатор Сергей Левченко. Обоим не пристало уклоняться от подобных схваток, а Сергею Георгиевичу, тем паче, не привыкать и к триумфальным победам, и к обидным поражениям (и тех, и других в его биографии было немало). Иными словами, предстоящие в сентябре выборы – не только депутатские, но де-факто, пусть и завуалировано, не впрямую, еще и губернаторские.
Предвыборное вступление не учитывает, скажем так, геополитической обстановки. А она весьма изменчива и не всегда предсказуема. Помня об этом обстоятельстве, будем все же исходить из того, что сентябрьские выборы – и не только в Иркутской области – состоятся в намеченные сроки.
Юрий Пронин для ИА «Альтаир»