Найти тему

Ко Дню Победы РГАЛИ представляет цикл публикаций о «лейтенантской прозе»

Григорий Яковлевич Бакланов (11 сентября 1923, Воронеж – 23 декабря 2009, Москва)

Г.Я. Бакланов на фронте. Фотография. 1945 г. РГАЛИ, ф. 3297.
Г.Я. Бакланов на фронте. Фотография. 1945 г. РГАЛИ, ф. 3297.

Один из самых известных и ярких представителей «лейтенантской прозы», Григорий Яковлевич Бакланов (настоящая фамилия Фридман) родился в семье служащего Якова Минаевича Фридмана и зубного врача Иды Григорьевны Кантор. В конце 1920-х годов отец будущего писателя был лишен избирательных прав и выслан в Курган, где покончил с собой в 1933 году. Ида Григорьевна пережила мужа на год, скончавшись от воспаления легких в ноябре 1934-го. Детей – 11-летнего Гришу и 13-летнего Юру – взяла к себе семья их тети по материнской линии − Берты Григорьевны Зелкинд.

В 1940 году по окончании девятого класса Григорий Фридман поступил в Воронежский авиационный техникум, одновременно подрабатывал клепальщиком на авиационном заводе. Сразу после начала Великой Отечественной войны они вместе с закадычным другом Димкой Мансуровым побежали в военкомат проситься на фронт, но подростков оттуда прогнали. Позднее распространился слух, что в армию будут брать только тех, кто окончил десятилетку. Тогда Григорий решил сдать выпускные экзамены экстерном. Он вспоминал позднее, как билеты у него учительница принимала прямо на скамейке в городском сквере.

Г.Я. Бакланов в Москве после демобилизации из армии. Фотография. Май 1946 г. РГАЛИ, ф. 3297.
Г.Я. Бакланов в Москве после демобилизации из армии. Фотография. Май 1946 г. РГАЛИ, ф. 3297.

Вскоре пришла похоронка на брата Юру, и он оказался у черты, «за которой столько осталось навечно», – родители, горячо любимый брат, довоенная юность. Вспоминая о том, как ему все-таки удалось прорваться на фронт, Г.Я. Бакланов писал: «…Мой путь на войну начался в декабре 1941 года на станции Верещагино Кировской области. Сюда отвели с фронта разбитый в боях и вышедший из окружения 387-й артиллерийский полк, и здесь набирали его новый состав и вооружение – пушки с завода в Мотовилихе. До сих пор поражаюсь, как меня пропустили в штаб полка, в гражданском пальто, сильно худого. Там был командир полка майор Миронов и приехавший из Москвы подполковник. Я попросил, чтобы меня взяли в полк. И этот подполковник, в полушубке, сидевший нога на ногу, сказал майору, не оборачиваясь в мою сторону: “На что он тебе нужен?! Мы тебе таких мужиков пришлем, которые еще паровозного крика не слыхали”». Майор Миронов спросил, знаю ли я буссоль. Я не знал. “Устройство телефонного аппарата?” Тоже не знал и, понимая, что меня не возьмут, дотронулся рукой до письменного стола, за которым он сидел, почему дотронулся, сам не знаю, и сказал: “Товарищ майор! У меня старший брат убит на фронте. Возьмите меня”. И майор сказал подполковнику: “Человек – это такой материал, из которого можно сделать что угодно, если он сам этого хочет”. И я эти слова всю жизнь помню. Вроде ничего в них особенного, но они решили мою судьбу».

Г.Я. Бакланов (крайний справа во втором ряду) в группе студентов Литературного института. Фотография. Конец 1940-х – начало 1950-х гг. РГАЛИ, ф. 3297.
Г.Я. Бакланов (крайний справа во втором ряду) в группе студентов Литературного института. Фотография. Конец 1940-х – начало 1950-х гг. РГАЛИ, ф. 3297.

В составе 387-го гаубичного полка, в котором он оказался самым молодым бойцом, 18-летний Григорий Фридман был направлен на Северо-Западный фронт и пробыл там до конца 1942 года. Для пехотинца продержаться так долго было большой удачей: как тогда говорили, «один бой – и ты в наркомземе». Кто знает, как долго продлилось бы это везение, но снова сыграл свою роль в его военной судьбе командир полка майор Миронов, который направил своего подопечного во 2-е Ленинградское артиллерийское училище, эвакуированное тогда в башкирский город Белорецк.

Уже в августе 1943 года, после ускоренного восьмимесячного курса обучения, его вместе с другими выпускниками училищ вернули на фронт. Порядком наголодавшись на Северо-Западном, где приходилось отогревать пайку мерзлого хлеба на печке и радоваться убитой лошади, он попросился куда-нибудь южнее. С покоряющей юношеской искренностью признавался потом – «думал, что на юге должно быть сытнее». Так он оказался на 3-м Украинском фронте, где был назначен командиром взвода управления.

Спустя годы Григорий Бакланов воскресит дни, проведенные тогда, в 1943-м на 3-м Украинском фронте, в самых пронзительных строках своей повести «Навеки – девятнадцатилетние». Он посвятит ее всем, кто не вернулся с войны, в том числе, своему погибшему школьному товарищу, танкисту «Диме Мансурову девятнадцати лет».

«Пядь земли». Повесть. Набросок. 1958 – январь 1959 гг. Автограф. РГАЛИ, ф. 3297.
«Пядь земли». Повесть. Набросок. 1958 – январь 1959 гг. Автограф. РГАЛИ, ф. 3297.

Г.Я. Бакланов никогда не скрывал, что многие герои его произведений автобиографичны, и главный герой этой повести, лейтенант-артиллерист Третьяков, не исключение. В одном из своих интервью, напечатанном в «Комсомольской правде» 14 марта 1982 года, на вопрос корреспондента: «Какой наградой Вы, солдат, более всего гордитесь?», Бакланов ответил: «В повести “Навеки – девятнадцатилетние” есть сцена, как под Запорожьем во время немецкой контратаки, когда пошли танки, один офицер-артиллерист растерялся, не смог открыть огонь. Вид чужой растерянности в бою не всегда вызывает панику, иных он побуждает к решительным действиям, и Третьяков, у которого в это время перебило связь, выхватил трубку и повел огонь его батареей. Технически тут нет ничего сложного: есть две точки на карте – огневая позиция батареи и наблюдательный пункт, – а третья точка – цель перед глазами: танки. Но что просто на полигоне – не так просто в бою. И оказавшийся рядом пехотный сержант крикнул Третьякову: “Молодец, лейтенант!” Его тут же убило разорвавшимся снарядом с танка, а Третьякова контузило. Все, что рассказано здесь про Третьякова, было со мной, под Запорожьем, в том бою, когда на нас шли танки, и взгляд благодарный этого сержанта за минуту до смерти я, наверное, никогда не забуду».

Д.А. Гранин. Письмо Г.Я. Бакланову с отзывом на его неустановленную повесть. [1960-е – 1970-е гг.] Автограф. РГАЛИ, ф. 3297.
Д.А. Гранин. Письмо Г.Я. Бакланову с отзывом на его неустановленную повесть. [1960-е – 1970-е гг.] Автограф. РГАЛИ, ф. 3297.

Будучи комментарием к одному из центральных эпизодов повести, это интервью, конечно, не передает и сотой доли его драматизма: «…Его ударило, сбило с ног. Комья земли рушились сверху, били по согнутой спине, по голове, когда он, стоя на коленях над аппаратом, сдерживал тошноту. Тягучая слюна текла изо рта, он рукавом вытирал ее. Подумал: “Вот оно...” И поразился: не страшно. […] Поднявшись на слабых ногах, не понимая, ранен он, не ранен, – но крови на нем нигде не было, – Третьяков увидел поле, разрывы, бегущих, падающих на землю людей. […] И чувствуя неотвратимость надвигающегося и остановившееся время, сквозь звон и глушь в ушах, как чужой, слыша свой голос, он передавал команду дивизиону».

Д.А. Гранин. Письмо Г.Я. Бакланову с отзывом на его неустановленную повесть. [1960-е – 1970-е гг.] Автограф. РГАЛИ, ф. 3297.
Д.А. Гранин. Письмо Г.Я. Бакланову с отзывом на его неустановленную повесть. [1960-е – 1970-е гг.] Автограф. РГАЛИ, ф. 3297.

Как и лейтенант Третьяков, Григорий Фридман в том бою под Запорожьем был контужен и тяжело ранен, полгода провел в госпитале. После выздоровления его признали ограниченно годным к военной службе, но ему удалось вернуться на фронт, и даже попасть обратно в свой полк и взвод. Впереди были тяжелейшие бои за Украину, освобождение Венгрии и Австрии. Словно отвечая на написанные в январе 1945-го слова Ильи Эренбурга о «душе молодого советского офицера, который сейчас умирает под зимними звездами», Григорий Бакланов, уже будучи зрелым человеком, в своей мемуарной книге «Жизнь, подаренная дважды» вспоминал те последние месяцы войны, когда им пришлось противостоять немецкому 4-му танковому корпусу: «Мы брали и отдавали, и вновь брали город Секешфехервар. И однажды я позавидовал убитым. Мела позёмка, секло лицо сухим снегом, а мы шли, сгорбленные, вымотанные до бесчувствия. Да я еще и контужен был. А мертвые лежали в неубранной кукурузе – и те, что недавно убиты, и с прошлого раза, всех заметало снегом, ровняло с белой землей. И будто от сна очнувшись, я подумал, глядя на них: они лежат, им спокойно, а ты еще побегаешь, а потом будешь лежать так…».

Г.Я. Бакланов. Фотография А.Л. Лесса. 1960-е гг. РГАЛИ, ф. 3297.
Г.Я. Бакланов. Фотография А.Л. Лесса. 1960-е гг. РГАЛИ, ф. 3297.

За декабрьские бои 1944-го под венгерским Секешфехерваром командир огневого взвода 1232-го пушечного артиллерийского полка 115-й пушечной артиллерийской Криворожской бригады лейтенант Григорий Фридман был награжден Орденом Красной Звезды. В наградном листе к нему подробно описаны события тех дней: «28.12.44 г. противник предпринял сильную контратаку силою до 18 танков и 8 бронетранспортеров. Тов. Фридман, находясь в боевых порядках пехоты, на передовом НП в расположении 16 стрелкового полка, открыл ураганный огонь из орудий своей батареи, в результате которого подбил один танк, сжег один бронетранспортер и уничтожил до 2-х взводов пехоты».

А потом была победа, когда «и пили, и стреляли вверх из автоматов, из пистолетов, но все вроде бы чего-то главного не хватало». Не хватало тех, кто не дошел, не дожил до этого дня, и «победные застолья сами собой становились поминальными».

Удостоверение главного редактора журнала «Знамя», выданное Г.Я. Бакланову издательством ЦК КПСС «Правда». Вторая половина 1980-х гг. РГАЛИ, ф. 3297.
Удостоверение главного редактора журнала «Знамя», выданное Г.Я. Бакланову издательством ЦК КПСС «Правда». Вторая половина 1980-х гг. РГАЛИ, ф. 3297.

Свой первый рассказ Григорий Фридман написал почти сразу после окончания войны, ожидая демобилизации. В 1946 году он поступил в Литературный институт, который успешно окончил в 1951-м. Вместе с ним учились фронтовики Юрий Бондарев, Владимир Тендряков и др. Первый раз ему удалось напечататься в 1950 году. С тех пор на страницах газет и журналов регулярно выходили его очерки и рассказы. Он много ездил по стране, и в 1955 году в издательстве «Советский писатель» была опубликована его первая повесть из колхозной жизни «В Снегирях», написанная на основе впечатлений от этих поездок и доброжелательно принятая критикой.

Вскоре он взял псевдоним Бакланов, под которым и получил известность. Впечатления военных лет долго не находили места на страницах его произведений, и лишь в 1958 году увидела свет повесть «Южнее главного удара», посвященная боям за Секешфехервар. Показанная в ней «неприкрашенная военная действительность», где были – за несколько месяцев до победы – и отступления, и выход из окружения, шла вразрез с официальной историографией этого периода Великой Отечественной.

«”Входите узкими вратами”. Невыдуманные рассказы». Сборник воспоминаний. [1990-е гг.] Автограф. РГАЛИ, ф. 3297.
«”Входите узкими вратами”. Невыдуманные рассказы». Сборник воспоминаний. [1990-е гг.] Автограф. РГАЛИ, ф. 3297.

Но если эта повесть Бакланова во многом была первой пробой пера, которой не везде хватило художественной выразительности, то вышедшая в 1959 году повесть «Пядь земли» стала настоящим событием в литературной жизни страны. Несмотря на резкие обвинения в «ремаркизме» и продвижении «окопной правды», она была представлена на соискание Ленинской премии. Выбранный автором исповедальный тон (повесть написана от первого лица, и все события читатель видит глазами главного героя, лейтенанта-артиллериста Мотовилова) позволил до предела обострить эффект присутствия и чувство сопереживания немногочисленным защитникам крошечного плацдарма на правом берегу Днестра, с которого их ожесточенно пытаются выбить немцы. Повесть была переведена на многие языки и издана почти в тридцати странах, а в 1964 году экранизирована режиссерами Андреем Смирновым и Борисом Яшиным.

За «Пядью земли» последовали повести «Мертвые сраму не имут» (1961) и «Карпухин» (1966), романы «Июль 41-го года» (1965) и «Друзья» (1975), повести «Навеки – девятнадцатилетние» (1979), за которую автору в 1982 г. была присуждена Государственная премия СССР, и «Меньший среди братьев» (1982), ряд киносценариев и пьес, две книги очерков. В 1986-1991 гг. Г.Я. Бакланов возглавлял журнал «Знамя». Все вместе произведения писателя охватывают события Великой Отечественной войны от ее первых дней до Победы, а затем и жизнь бывших фронтовиков в послевоенное время, которое предъявляло им свои вызовы и заставляло задуматься о том, почему теперь они зачастую живут не так, как хотели бы, «не вровень со своей военной юностью».

Г.Я. Бакланов. Фотография Л.Н. Шерстенникова. Весна 1995 г. РГАЛИ, ф. 3297.
Г.Я. Бакланов. Фотография Л.Н. Шерстенникова. Весна 1995 г. РГАЛИ, ф. 3297.

Сам Григорий Бакланов всегда старался жить и писать вровень с ней, как будто доказывая правоту горьких и емких строк А.Т. Твардовского:

Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они — кто старше, кто моложе —
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь, —
Речь не о том, но всё же, всё же, всё же…

К.В. Яковлева, начальник отдела РГАЛИ