Сергей Михеев: Сейчас уперлись ровно в то, про что я здесь за микрофоном много лет говорил: да не получится у вас, дорогие наши руководители, убедить, уговорить, ушатать наших предпринимателей вкладываться в то, что не приносит быстрой прибыли. Не получится.
Ключевое слово «быстрый». Потому что этот коридор «Север – Юг» – перспективная штука, надо просто немножко подождать.
Сергей Михеев: Да. А это к вопросу о внутренней мотивации. Возвращаемся к тому, что «в начале было Слово». О духовном наполнении людей, которые называют себя предпринимателями. Потому что коридор «Север - Юг», которым, в том числе, мне пришлось заниматься на теоретических основах, когда я каспийской темой активно занимался... Его с этого начинали: «Есть проект - он потенциально очень выгоден для страны. Он будет выгоден и для тех, кто в него вложится. Но выгоден он станет через 20 лет, через 30 лет и пр.»
Все попытки нашей власти по-хорошему уговорить предпринимателей этим заниматься провалились. Я вам ответственно заявляю – полностью провалились. Что-то ради галочки, чтобы только от них отстали, они делали, но проект зависал десятилетиями. Почему? Да потому, что внутри голов наших предпринимателей, в том числе капитанов самых крупных компаний, это даром им не надо: они и так неплохо устроились, имеют свои деньги, у них течет бизнес. Зачем они будут вкладываться в то, что принесет прибыли - еще не известно, принесет или не принесет, и если и принесет, то не сверхприбыли, да еще через 20-30 лет? Они не мыслят такими категориями - вот в чем дело. Это называется национально укорененный бизнес. Наш бизнес не является национально укорененным в значительной степени. Он не хочет думать на перспективу 20-30 лет - он хочет думать на перспективу жизни, своей физической жизни, конкретного предпринимателя (и максимум еще, может быть, он думает о том, как устроятся его дети). А его дети устраиваются так, как им выгодно. Детей за все эти годы они пристроили заграницей!
Им даром все это не надо: это развитие коридоров, каких-то космодромов, скоростных железных дорог, электроника какая-то – зачем она нужна, если можно пойти и всё купить? Вот в чем проблема. И вот когда аукнулось целеполагание 1990-х годов. Вспомните приснопамятного Бориса Николаевича Ельцина, который сказал, что «зарабатываем теперь деньги, как можем. Это самое главное». Вот они и зарабатывали, как могли. Какие претензии?
А теперь к их мозгам, которые заточены под 1990-е и 2000-е, вдруг говорят: «Э, братва, так сказать! Давай, это самое, подумаем о стране, например, на 100 лет вперед». Они отвечают: «Мы так не договаривались!» тем более, что многие из них - это люди из 1990-х, они уже довольно пожилые. Им мозги менять поздно, они всего уже добились, они считают себя сверхуспешными, дети их пристроены. И зачем они будут колупаться? А тогда возвращаемся к тому, что, если не хочешь делиться, будем вас заставлять.