Вы находите образовательный онлайн-ресурс, с энтузиазмом занимаетесь первую неделю, а потом что-то происходит: учиться становится скучно, трудно и некогда. Знакомая ситуация?
Почему исчезает мотивация и как не дать ей уйти — разбираемся вместе с продюсером-методистом EdMarket Еленой Маховой.
Елена Махова — продюсер-методист инкубатора специалистов в сфере онлайн-образования EdMarket, преподаватель курсов «Методист онлайн-курсов», «Методический директор онлайн-школы», «Мотивационная стратегия в онлайн-обучении взрослых».
Что такое мотивация?
Если обобщать, это сила, которая побуждает человека совершать определённые действия, чтобы достичь цели. Она бывает внешней и внутренней.
С внешней мотивацией всё более-менее ясно: например, вы проходите курсы повышения квалификации, чтобы сохранить работу. А вот внутренняя мотивация устроена немного сложнее. Чтобы она возникла, нужно понимать важность процесса: осознавать, что от него зависят безопасность, комфорт или удовлетворение других серьёзных потребностей.
Поддерживать мотивацию помогают 10 проверенных приёмов.
Совет № 1. Чётко сформулируйте цель
Чем конкретнее и нагляднее цель обучения, тем проще найти время и силы на занятия. Иначе вас могут преследовать сомнения: «А нужно ли мне это вообще?»
«Никому не нравится работать „от забора и до обеда“. Все хотят видеть результат своего труда. С обучением то же самое — и даже чуть больше. Когда есть цель, можно и определить путь, и продумать, какие ресурсы понадобятся в дороге. Это как если сформулировать: „В отпуск я поеду в Питер“ — и появляется маршрут», — говорит Елена Махова.
Идеально, если стремления визуализированы и описаны. Для этого удобно использовать методику SMART. Так цель становится конкретной, измеримой, достижимой, релевантной и ограниченной по времени.
Учебные цели по SMART можно сформулировать так:
«Я планирую за два месяца пройти онлайн-курс по ораторскому мастерству, чтобы выступить с докладом на квартальном совещании в ноябре. Для этого мне нужно прослушать все занятия курса и выполнить практику».
Ещё один вариант:
«Я планирую за три месяца пройти обучение и получить новую профессию, чтобы не позже чем через полгода найти работу в новой для себя сфере и с зарплатой не меньше 50 тысяч рублей. Для этого мне нужно создать портфолио из результатов моих домашних заданий и получить диплом».
Совет № 2. Организуйте рабочее место
Учёба в кровати с чашкой чая редко бывает продуктивной: мозгу непросто полноценно работать в «зоне отдыха». Домашнее пространство ассоциируется с расслаблением, поэтому сконцентрироваться становится сложнее. Чтобы учиться, приходится постоянно напрягать волю: от этого усталость выше, а удовольствия от учёбы меньше.
Поэтому так важно найти или обустроить отдельное тихое пространство для занятий. Как вариант, на время обучения можно арендовать место в коворкинге.
Совет №3. Составьте расписание
Между шаблонным и новым действием мозг выберет первое: в таком случае ему уже понятен алгоритм и результат. Если регулярно заниматься в одно и то же время, учёба войдёт в привычку.
Мозг можно немного обмануть. Попробуйте превратить обучение в ритуал: например, читать статью курса за чашечкой утреннего кофе.
Совет №4. Заведите «копилку достижений»
Мы часто недооцениваем себя и быстро забываем о прежних успехах — кажется, что они слишком незначительны. Это ослабляет желание учиться и приводит к синдрому самозванца.
Сертификат о прохождении курсов английского или диплом сотрудника месяца — неплохие мотиваторы. Вспомните о них, когда почувствуете, что самооценка падает, а усталость растёт.
Совет № 5. Хвалите себя за небольшие успехи
Идти к большой цели нелегко. Но если разбить путь на короткие отрезки и хвалить себя за каждый, дело пойдёт быстрее и веселее.
«Достижение должно быть достижимым — и без надрыва. Не планируйте награждать себя только за большие успехи вроде Нобелевской премии. Празднуйте небольшие результаты. Придумайте, чем наградите себя, например, за то, что честно учились всю неделю. Или за то, что сдали две домашки, не пропуская сроков. Наградой может быть небольшая покупка, прогулка, кофе в приятной кофейне, поход в кино в выходные или 30 минут тишины», — говорит Елена Махова.
Совет № 6. Найдите или создайте комьюнити
Многим легче даётся групповое онлайн-обучение: можно делиться переживаниями с сокурсниками, обсуждать непонятные моменты, подкидывать друг другу полезные ссылки и придумывать совместные активности. А ещё заводить полезные связи.
Кроме того, через комьюнити происходит адаптация образовательного материала. Вспомните чувство удовольствия от того, что вы поняли новую тему. Но когда вы начинаете самостоятельно применять знания на практике, иногда проявляется неуверенность. Поэтому упражняться и нарабатывать опыт эффективнее среди тех, с кем комфортно.
Если у студентов курса есть общий чат, можно написать туда сообщение примерно с таким содержанием:
«Здравствуйте! Я хочу найти человека, с которым можно вместе проходить занятия, подбадривать друг друга и делиться результатами. Если вы тоже ищете поддержку, пишите мне в личку — с радостью познакомлюсь».
Ещё один вариант — вовлечь знакомых и друзей. Даже если один человек будет раз в неделю спрашивать, чего вы добились и что нового успели узнать, это станет мотивировать.
Совет № 7. Ищите дополнительные материалы
Как правило, в онлайн-курсах после окончания модуля даются ссылки и материалы для самостоятельной работы. Они помогают погрузиться в контекст, расширить кругозор, посмотреть на изучаемую тему с нового ракурса. Это богатый источник для вдохновения.
Кроме того, дополнительные материалы — повод поговорить с сокурсниками. Такие обсуждения укрепляют учебное комьюнити.
Совет № 8. Заплатите, если уверены
Существует правило: если человек заплатил за знание, оно будет иметь для него более высокую ценность.
Доля слушателей, которые полностью прошли обучение на открытых онлайн-курсах, редко превышает 15%. А с гарвардскими онлайн-курсами с платными сертификатами всё иначе: их изучают до конца больше 50% слушателей.
Скорее всего, выбор платного курса окажется более ответственным: вы заранее изучите учебную программу и отзывы выпускников.
Совет № 9. Пользуйтесь правом выбора
Онлайн-образование подразумевает свободу выбора. Можно отказаться от факторов, которые будут снижать мотивацию. Например, сразу определиться с более подходящим форматом обучения.
Обычно онлайн-школы предлагают два подхода: занятия в прямом эфире или в записи. Во втором случае можно смотреть уроки в любое время и составлять для себя удобное расписание. Но не получится задать вопросы спикеру — это минус.
Также вы можете выбрать формат менторского сопровождения. А если преподаватель по каким-то причинам не подошёл — попросить замену.
Совет № 10. Не откладывайте задания на завтра
Наш мозг считает так: если задачу можно перенести, значит, она не так уж важна. Когда мы думаем о себе в будущем, активируются те же участки мозга, что и при мыслях о других людях. Человеку кажется, что завтрашние дела будет выполнять не он.
Если у вас совсем немного времени, попробуйте хотя бы начать изучать новый модуль или слушать лекцию. Скорее всего, вам захочется поскорее вернуться к занятиям. В психологии это называется феноменом Блюмы Зейгарник: незаконченное действие тяготит психику.
Автор: Екатерина Жмырова
Редактор: Екатерина Кабышева